О чувствительности акустических систем и связанных вещах

       

Абсолютный музыкальный слух

Абсолютным слухом называют способность узнавать и определять, используя названия нот, отдельные звуки, не сравнивая их с другими, известными.
Умение узнавать музыкальные звуки, по-видимому, с давних пор привлекало музыкантов. Одним из свидетельств этому является, например, рекомендация Аристида Квинтилиана (I в. н. э.) для узнавания высоты звука пользоваться сравнением положения гортани при пении этого звука с положением ее при пении самого низкого звука голоса.
Но абсолютный слух, в современном его понимании, у музыкантов прошлого не обнаруживался. Еще не были установлены нормативы камертонной настройки музыкальных инструментов, названия нот не были закреплены за определенными высотами звуков. «Тем специфическим функциям абсолютного слуха, которые проявляются у современного музыканта в его деятельности, невозможно было найти применения. <…> Абсолютный слух исключался, относительный был господствующим», - отмечал Е. В. Назайкинский.
Собственно история абсолютного слуха начинается с XVII в. с введения 12-ступенного равномерно-темперированного музыкального строя и фиксированного эталона музыкальной высоты. Первое свидетельство способности узнавать музыкальные звуки, то есть обладания абсолютным слухом, установлено в отношении В. А. Моцарта в середине XVIII в. В объявлении о его концерте говорилось: «Кроме того, он будет самым точным образом узнавать издали, по отдельности и в аккордах все звуки, которые только можно воспроизвести на фортепиано или на любых других инструментах: колоколах, стеклянных сосудах, часах и т. д.». Понятия «абсолютный слух» еще не существовало. Слух В. А. Моцарта называли «превосходным», «идеальным», «феноменальным», «истинным».

Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха
Руководство пользователя программы Announcement System Management
Архитектура MP3-плееров
Разгон Sound Blaster'а
Мультимедиа на вашей страничке
Озвучивание страниц
Американская гармоника


О чувствительности акустических систем и связанных вещах

Амплитуда звукового давления p - максимальное дополнительное давление, возникающее в среде при прохождении звуковых волн, выражается в Паскалях (Па).
Колебательная скорость v - произведение амплитуды колебаний частиц среды на угловую частоту, единица - метр в секунду (м/с). При замене частиц среды на диффузор динамика получим амплитуду скорости движения диффузора.
Сила звука I - отношение потока звуковой энергии через поверхность, перпендикулярную направлению распространения звука, к площади этой поверхности, единица - ватт на квадратный метр (Вт/м^2). Сила звука I равна произведению амплитуды звукового давления на колебательную скорость: I = pv.
Удельное акустическое сопротивление Zs - отношение амплитуды звукового давления к колебательной скорости: Zs = p/v, единица - паскаль-секунда на метр (Па*с/м). Удельное акустическое сопротивление Zs является характеристикой среды и для газа в идеальном случае равно произведению его плотности на скорость звука в нём (для "среднего" воздуха имеем 340.3 м/с * 1.225 кг/м^3 = 417 Па*с/м).

О чувствительности акустических систем и связанных вещах
JBL SPEAKERSHOP
Конструкции громкоговорителей
Педаль с темброблоком
Блок звуковых эффектов ФОНИСТЕР
Несложные аудио-моды
Экспандеры
FAQ по динамикам и сабвуферам
Командует звук
Пассивный регулятор тембра
Передача звука по ИК каналу
Тонкомпенсированные регуляторы громкости
Мощности акустических систем и громкоговорителей
Шумоподавитель Долби
ChipCorder - устройство записи и воспроизведения речи
Программно-аппаратный видео-аудио комплекс ОРИЕНТ
Регулирование демпфирования АС
Тонкомпенсированный регулятор громкости
Цифро-аналоговый функциональный генератор звуковой частоты
ChipCorder - устройство записи и воспроизведения звука
SUBWOOFER своими руками
Акустическое оформление НЧ динамической головки
Установка "Квадро эффект"
Сабвуфер
Стереофонический темброблок (TDA1524)
УКВ-ЧМ Радиомикрофон

Устройства записи воспроизведения сообщений на одном кристалле

Серия ISD1400 представляет устройства, рассчитанные на частоты сэмплирования 6.4 КГц (20 сек.) и 8 КГц (16 секунд), позволяя пользователю выбирать между качеством звука и длительностью записи. Сэмплированный звук записывается в энергонезависимую память без оцифровки и сжатия, обычно использующихся в такого рода устройствах. Прямая аналоговая запись обеспечивает очень правильную, натуральную звуковую репродукцию голоса, музыки, тонов, и звуковых эффектов, недостижимую с помощью большинства цифровых решений.

Качество речи-звука
Простой ламповый стереофонический электрофон
Лентопротяжный механизм для магнитофонной приставки
К548УН1А В УВ кассетного магнитофона
Настройка магнитофона ВЕГА МП-122С
СДП в кассетных магнитофонах
Электронное управление в магнитофоне
Генератор стирания и подмагничивания

Устройства на операционных усилителях

При построении линейных электрических схем кроме пассивных элементов используются идеализированные активные элементы в виде управляемых источников тока и напряжения. Кроме того, применяются идеализированные преобразующие схемы, например, преобразователь отрицательного сопротивления. Ниже рассмотрены основные принципы их реализации.

Источники тока, управляемые напряжением
Источники тока, управляемые напряжением, предназначены для питания нагрузки током, сила которого не зависит от выходного напряжения ОУ и регулируется только входным напряжением схемы.

Усилитель мощности - ликбез
Многие радиолюбители стремятся создать аппаратуру, которая по качественным показателям не уступает серийной, а в отдельных случаях и превосходит ее. Выбрав, казалось бы, оправданную и качественную схему устройства, собрав ее, убеждаешься, что устройство работает значительно ниже своих возможностей.

Стереофонический усилитель
Для реализации высокой верности при воспроизведении записи современных стереофонических пластинок необходимо, чтобы каждое звено воспроизводящего тракта (электропроигрыватель, акустическая система, усилитель) имело высокие технические характеристики.

Расчет элементов ВЧ усилительных каскадов на биполярных транзисторах
Расчет элементов высокочастотной коррекции является неотъемлемой частью процесса проектирования усилительных устройств, как одного из классов аналоговых электронных устройств. В известной учебной и научной литературе материал, посвященный этой проблеме, не всегда представлен в удобном для проектирования виде. К тому же в теории усилителей нет достаточно обоснованных доказательств преимущества использования того либо иного схемного решения при разработке конкретного усилительного устройства.

Усилители мощности ВЧ
Корпус выполнен из стеклотекстолита толщиной 2 мм, к которому по всему периметру крепится радиатор. В дне корпуса сделано отверстие точно по размеру корпуса транзистора, который сидит на радиаторе, а дно набрано такой толщины, что эмитерные выводы транзистора ложаться на фольгу корпуса и прижимаются к нему латунными пластинками и винтами М3.

В стиле ретро
Кто возьмется отрицать тот факт, что лампа ЕСС83 является самой популярной, когда требуется большое усиление сигнала по напряжению? Из современных триодов это, пожалуй, единственная лампа, что обладает большим усилением (m = 100). До нее с таким усилением была 6F5 (6Ф5С), но то был монотриод с октальным цоколем.

Усилитель мощности импульсный
При расчете усилителей первым делом определяют количество каскадов [1,2]. Число каскадов определяется по коэффициенту усиления, который определяется техническим заданием (тз). Для этого выбирается коэффициент усиления для одного каскада. Потом коэффициент усиления усилителя делится на коэффициент усиления одного каскада. Но стоит так же учитывать что в моём ТЗ полярность на выходе такая же, что и на входе, а известно что каскад ОЭ инвертирует сигнал, поэтому целесообразно использовать нечетное число каскадов, например 3

Транзисторный усилитель мощностью 6 Вт
Усилитель может работать от звукоснимателя, детекторного выхода радиоприемника, магнитофона и других источников сигналов низкой частоты. Чувствительность его — 220 мВ. Выходная мощность — 6 Вт при коэффициенте нелинейных искажений 2% и сопротивлении нагрузки 6 — 8 Ом. Уровень шума на выходе не превышает 10 мВ. Частотная характеристика электрического тракта лежит в пределах 30 — 12 000 Гц.

Ламповые усилители мощностью 1 и 3 Вт
Усилители низкой частоты, описания которых приведены в настоящей листовке, могут быть использованы в любительских электрофонах, ламповых радиоприемниках, радиолах и других низкочастотных устройствах.

Ламповый усилитель мощностью 12 Вт
Усилитель предназначен для совместной работы с электропроигрывателем («Зс»), приемником («П»), магнитофоном («М»). На его вход можно подключить трансляционную линию («Л»). Усилитель может также служить низкочастотной частью радиолы или комбинированной установки. Максимальная чувствительность усилителя с гнезд звукоснимателя или приемника — около 125 мВ.

Транзисторный стереофонический усилитель мощностью 2 Вт
Стереофонический усилитель (СУ) состоит из двух одинаковых каналов, каждый из которых собран на девяти транзисторах. Номинальная выходная мощность каждого канала — 2 Вт при коэффициенте нелинейных искажений 2%. Чувствительность по входу — не хуже 200 мВ. Полоса рабочих частот по электрическому тракту — 30 — 20 000 Гц.

Усилитель воспроизведения
Как известно, усилитель воспроизведения (УВ) — наиболее чувствительное из усилительных устройств, поэтому именно он ограничивает (снизу) динамический диапазон электрического тракта канала звуковоспроизведения. Многие конструкторы при проектировании УВ традиционно уделяют основное внимание решению “шумовой” проблемы, практически не заботясь о других, не менее важных параметрах.

Ламповый усилитель мощностью 10 Вт
Усилитель имеет чувствительность 200 мВ и обеспечивает усиление электрических сигналов в полосе частот 20 — 25 000 Гц. Выходная мощность при коэффициенте искажений 1,5% около 10 Вт. Усилитель может быть использован для проигры-вания грампластинок, усиления сигналов, поступающих от адаптеризованных инструментов, магнитофона и других устройств, а также как низкочастотная часть лампового радиоприемника.

УМЗЧ с глубокой ООС
Известно, что отрицательная обратная связь (ООС) не только линеаризует процесс усиления звукового сигнала, но и обеспечивает его функциональную стабильность и демпфирование реактивной составляющей нагрузки. Эффективность ООС зависит от ее глубины, т. е. внутрипетлевого усиления, минимизации пока еще неизбежного покаскадного запаздывания усиливаемого сигнала, устранения паразитных связей.

Усилитель на транзисторах мощностью 1,5 Вт
Усилитель, принципиальная схема которого приведена на 1, предназначен для носпроизведения грамзаписей. Он может быть с успехом использован и в различных радиоустройствах (приемниках, радиолах, электрофонах), так как параметры его достаточно высоки. Номинальная выходная мощность усилителя — 1,5 Вт при коэффициенте нелинейных искажений 3%.

Трансформаторные усилители на транзисторах мощностью 1 и 10 Вт
Бестрансформаторные усилители выгодно отличаются от трансформаторных усилителей. Они обладают меньшими габаритами, более высокими параметрами, но, как правило, содержат значительно большее количество транзисторов и каскадов (при одинаковой выходной мощности и чувствительности). Объясняется это тем, что в бестрансформаторных усилителях не всегда легко достичь оптимального согласования между отдельными каскадами.

Универсальный усилитель для магнитофона
Этот усилитель предназначен для использования в магнитофонах, работающих с магнитной лентой типа «6» при скорости движения ее 9,53 см/с. Частотный диапазон сквозного канала лежит в пределах 40 — 10 000 Гц. Динамический диапазон, измеренный на линейном выходе — гнездах Гн1, Гн2, составляет не менее 45 дБ. Максимальная выходная мощность — 1 Вт. Чувствительность усилителя в режиме воспроизведения — 1,3 мВ, в режиме записи — 0,2 мВ.

Усилитель записи кассетного магнитофона
Практика конструирования магнитофонов выработала стандартный подход к решению вопроса схемотехнического построения усилителя записи. Практически во всех без исключения промышленных и радиолюбительских разработках усилитель записи представляет собой усилитель напряжения с четко фиксированной амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ) для получения при записи частотных предыскажений (корректирующий усилитель).

Доработка усилителя воспроизведения магнитофона Вега-МП122С
Рассматривая принципиальную схему усилителя воспроизведения магнитофона ВЕГА МП122С, а в особенности входной каскад, даже слабовооруженным глазом видны следующие особенности: каскад собран по схеме с общим эмиттером (ОЭ), какая либо отрицательная обратная связь отсутствует, последовательно с воспроизводящей головкой включен электролитический конденсатор C3 (см. верхний ) Каскад с ОЭ сам по себе источник нелинейных искажений, а особенно при работе на удвоенной скорости ленты, когда ЭДС на выходе воспроизводящей головкой увеличивается.

Однотактный, на 6П3С (макет усилителя класса SE)
Представленная схема усилителя не нова, и достаточно широко известна, можно сказать это классика однотактных ламповых усилителей. Но у нее есть ряд особенностей, делающую ее привлекательной, так как она относительно проста и может быть повторена даже начинающими радиолюбителями, но в тоже время обеспечивает отличное качество звучания.

Однотактный ламповый..., возвращаясь к напечатанному
Схема не нова и много раз была опубликована в радиолюбительских журналах и в Интернете. Несмотря на это, она актуальна до сих пор, так как обеспечивает, при относительной простоте конструкции, отличное качество звучания.

Усилитель мощности на TDA7386
Усилитель мощности НЧ собран на микросхеме TDA7386. представлят из себя простой, но в тоже время обладающий неплохими характеристиками четырехканальный усилитель. Основное назначение - установка в автомобиле, в составе домашнего музыкального комплекса или компьютера.

Усилитель воспроизведения 3
Известно, что для минимизации наводок источник смещающего напряжения должен иметь низкое выходное сопротивление. Простейший вариант — использование для этой цепи диода. Подбором резистора R1 на выходах обоих каналов устанавливают напряжение, равное Uпит/2. Незначительные отклонения от этого значения (на 1...2 В) на работе УВ практически не сказываются.

Усилитель воспроизведения 2
УВ состоит из двух каскадов усиления напряжения (транзисторы VT1, VT2) и согласующего эмиттерного повторителя (VT3). Сигнал от воспроиэводящей головки поступает непосредственно в цепь базы транзистора VT1. Постоянная составляющая тока базы, протекающая по обмотке головки, мала (не более 0,5 мкА), поэтому подмагничивание не может оказать существенного влияния на качество воспроизведения. Каскад на транзисторе VT1 имеет высокоомиую нагрузку, что обеспечивает большое усиление по напряжению и практически устраняет влияние шумов последующих каскадов на отношение сигнал/шум.

Усилитель мощности на TDA-1558
Микросхема TDA-1558 (TDA-1555) - это четырехканальный усилитель мощности с выходной мощностью 11 Вт (4 канала при Rн=2 Ом), 22 Вт (2 канала в мостовом включении при Rн=4 Ом). Предназначена для применения в звуковоспроизводящей Hi-Fi аппаратуре. Усилитель имеет защиту выходного каскада от короткого замыкания и перегрузок по току, переполюсовки питания и термозащиту.

Усилитель мощности с балансным дифференциальным входным каскадом
Одной из особенностей данного усилителя мощности является его питание от двухполярного источника. Это позволяет включить нагрузку между выходов усилителя и общим проводом без переходного конденсатора. Другая особенность состоит в применении входного .балансного дифференциального каскада, обладающего хорошей термостабильностью

Цифровой 4-х канальный регулятор для усилителя на TDA7313
Программа рассчитана на управление 2-мя стереопроцессорами TDA7313 образующий регулятор НЧ / ВЧ / громкости / баланса для квадро/стерео усилителя. Для управления аудиопроцессорами используется микропроцессор PIC16F84, а для индикации режима работы применен ЖКИ дисплей 7*2 (8*2 , 10*2) с контроллером HD44780. Для индикации выбранного аудиовхода имеются 3 светодиода. В программе предусмотрено сохранение параметров регулировки в энергонезависимой памяти.

Цветовой синтезатор

Цветовой синтезатор является инструментом, с помощью которого исполнитель может воспроизвести на экране цветовую партитуру произведения, создавая его цветовое сопровождение. Синтезатор снабжен устройством, которое позволяет записать исполняемое произведение на магнитную ленту и многократно его воспроизвести синхронно с музыкой.
На входе каждого из двадцати двух идентичных каналов управления световым потоком имеется клавиша, а на выходе — лампа накаливания, которая через светофильтр освещает экран. Преду­смотрено устройство, формирующее сигналы последовательного опроса состояния клавиш кана­лов и последующей записи этих сигналов на магнитную ленту. Опрос производится со скоростью около 40 раз в секунду. Цветограмма записывается на одну из дорожек магнитофона, а другая дорожка предназначена для фонограммы.
При воспроизведении записанной цветограммы автоматически включаются те каналы, клавиши которых были нажаты в это время при записи.

Структурная схема цветового синтезатора
На входе каждого из двадцати двух идентичных каналов управления световым потоком имеется клавиша, а на выходе — лампа накаливания, которая через светофильтр освещает экран. Предусмотрено устройство, формирующее сигналы последовательного опроса состояния клавиш каналов и последующей записи этих сигналов на магнитную ленту. Опрос производится со скоростью около 40 раз в секунду.

Приставки цветомузыки
За последние годы значительно увеличилось число радиолюбителей, интересующихся цветвмузыкой (иногда ее называют светомузыкой). Цветомузыка основана на тесной связи слуховых и зрительных ощущений и, как замечено, во многих случаях способствует лучшему восприятию музыки. Кратко рассмотрим принцип действия устройств цветомузыки, автоматически преобразующих электрические сигналы низких частот в цьеювое сочетание, наблюдаемое на специальном экране.

Цветомузыкальная установка
Цветомузыкальные установки приобрели сейчас большую популярность. Они позволяют не только услышать музыкальное произведение, но и «увидеть» его в гамме красок. Ниже описывается одна из таких установок. Авторы использовали ее для питания гирлянд на новогодних елках, оформления эстрадных номеров, исполнявшихся вокально-инструментальным ансамблем, танцевальных вечеров и, кроме того, для сопровождения звуковоспроизведения в бытовых условиях

Cтробоскоп с фазоимпульсным управлением
Подключение лампы к сети напрямую через мощный диод без разделительных конденсаторов и огр. резисторов. С лампой ИФК-150 проблем не возникает - выдерживает предохранитель на 2-3А, сама лампа на максимальных режимах греется конкретно, но до сих пор ни одна не накрылась по причине перегрева... Подбором R1 можно ограничить максимальную яркость, но для стабильности придётся применить качественный C1 с хорошим ТКЕ.

Резисторы. Цветовая маркировка
В соответствии с ГОСТ175-72 и требованиями Публикации 62 IEC (Международной Электротехнической Комиссии) цветовая маркировка наносится в виде 3, 4, 5 или 6 цветных колец. Маркировочные кольца должны быть сдвинуты к одному из выводов или ширина кольца первого знака должна быть в два раза больше других, что на практике выдерживается не всегда.

Многополосный бесфильтровый эквалайзер
Для регулировки амплитудно-частотной характеристики усилителей обычно используют многополосные активные или пассивные RC- или LC-фильтры. Такие устройства содержат большое количество элементов, требующих индивидуальной регулировки, и не могут быть использованы в компактной аппаратуре.

Эквалайзер
Эквалайзер, как известно, предназначен для регулировки АЧХ звуковоспроизводящей аппаратуры. Он состоит из нескольких регуляторов, с помощью которых можно изменять коэффициент передачи усилительного устройства в достаточно узких полосах частот. Это позволяет получить сложную форму АЧХ, которую невозможно реализовать традиционными регуляторами тембра.

Программа Sound Forge 4.5

Сейчас есть много хороших аудиоредакторов для Windows 95/98. Самые распространенные - это Cool Edit и Sound Forge. Среди профессионалов довольно популярен Wave Lab фирмы Steinberg. Все они обладают очень серьезными возможностями редактирования звука, однако Sound Forge, пожалуй, наиболее универсальная и гибкая программа.
Sound Forge 4.5 отличается от предыдущей версии 4.0 очень мало. Во-первых «неотъемлемой частью программы» стали подключаемые модули, которые раньше продавались отдельно (например, анализатор спектра). Во-вторых были внесены мелкие изменения в интерфейс, а в-третьих, стали поддерживаться многие форматы файлов, распространенные в Интернете, в том числе и MP3.

Продолжение

Шум

Люди привыкли к разговорам о децибелах, хотя и не понимают, что это такое, а как бы в отместку за попытку непосвященных проникнуть в тайный мир эксперта по шумам возник целый набор новых специальных технических терминов. Такие символы, как L10 и Lэкв, вписаны в правительственные постановления и кодексы правил, но даже составителям подобных документов смысл этих символов до конца не ясен.
В наше время пользоваться советами консультанта по шумам — уже не причуда. Большие промышленные компании начинают включать в свой постоянный штат специалистов по акустике, надеясь с их помощью добиться снижения шума производимых ими механизмов; однако до сих пор и инженерам, и архитекторам случается производить акустические монстры. Сейчас уже появились ученые степени по акустике, сотни студентов окончили соответствующие вузы и аспирантуру, но людей, располагающих практическими сведениями по акустике, по-прежнему не хватает.

Неведомая наука— акустика
Звук явление столь же древнее, как и сама Земля. Хаос, вкотором рождалась наша планета, сопровождался мощными ударами, вибрацией, звуками чудовищной силы. Когда Земля остыла и возникла жизнь, природа не затихла: волны сшумом бились о скалы, ветер завывал вветвях, гром гремел внебе. И теперь природа порою создает не меньше шума, чем человек. В 1883г., когда вулкан Кракатау обратил впыль и выбросил на высоту в25 км несколько кубических километров горной породы, грохот извержения не уступал грохоту современного атомного взрыва, а, может быть, и превосходил его.

Насколько тихо должно быть?
Слово «обесшумливание» вводит взаблуждение точно так же, как и слово «звуконепроницаемость». Оба термина вызывают представление о полном исключении или уничтожении шума, тогда как это почти никогда невозможно, да и не нужно. В самом деле, ведь независимо от начального уровня шума, для того чтобы довести звуковое давление до нуля, пришлось бы снизить уровень на бесконечное число децибел.