Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Тема «Искусства фуги»:


На протяжении всей своей жизни Бах интересовался пробле­мами композиции фуги, что сделало его, бесспорно, величайшим из когда-либо живших мастеров этой формы и привело к созда­нию вершинного произведения — цикла из 19 фуг и канонов на одну тему, названного «Искусство фуги» («Die Kunst der Fuge»). В этом сочинении, оставшемся незаконченным из-за смерти ком­позитора, единственная тема разрабатывается в необычайном разнообразии типов фуги, обнаруживая несравненное техниче­ское мастерство и неистощимую музыкальную изобретательность Баха. Оригинальное издание не дает никаких указаний относи­тельно исполнительских средств, на которые это сочинение рас­считано, поскольку оно имеет вид партитуры, где каждый голос выписан на отдельной нотной строке, однако некоторые косвенные данные позволяют предположить, что композитор имел в виду клавишный инструмент.

Тема, на которой основаны все фуги и каноны «Искусства фуги», приведена в конце данного нотного образца. Нами выбра­на третья фуга цикла, которая, как и все прочие, названа «Contrapunctus»; тема здесь дается в обращении, и в первом своем проведении она звучит так, как должен был бы звучать тональный ответ. Противосложение (т. 5—8) начинается хрома­тическим движением, и его регулярные возвращения с каждым новым проведением темы сообщают хроматический характер все­му сочинению. Первая интермедия (тт. 19—22) вырастает из противосложения; в ней находим симметричную перекличку мо­тивов между двумя верхними голосами. При следующем прове­дении (сопрано, тт. 23—26) тема изменяется проходящими зву­ками и синкопированием (этот прием редко встречается в поли­фонической литературе, в том числе и в фугах самого Баха). После второй интермедии (тт. 27—28) тема в той же варьиро­ванной форме появляется у тенора (тт. 29—32) и после третьей интермедии (тт. 33—34) звучит еще раз у того же голоса (тт. 35—38). Это последнее проведение не сопровождается проти­восложением (имеется в виду удержанное противосложение.
— Перев.). После четвертой интермедии (тт. 39—42), развивающей материал первой, тема в первоначальном, неизмененном виде проходит у сопрано (тт. 43—46), приводя к пятой интермедии (тт. 47—50). Ряд дальнейших проведений темы не разделяется интермедиями. Первое из них (бас, тт. 51—54) представляет тему в начальном виде, во втором и третьем (альт и сопрано, тт. 55—61) используются проходящие, но без синкоп. Последние

212

два проведения накладываются друг на друга в пределах одного такта, образуя тем самым стретту (имитацию на близком расстоя­нии, при которой ответ начинается прежде, чем тема будет изло­жена полностью). Заключительное проведение неизменной темы (тенор, тт. 63—66) приводит к завершающему шеститакту. Фуга изложена нами на двухстрочном стане, и распределение голосов между правой и левой руками, не всегда ясное, оставлено на усмотрение исполнителя.

Источник: Johann Sebastian Bachs    Werke, Bd. 25, 1. Leipzig, 1878, S. 10 (ред. В. Руст). Новая редакция В. Грезера — Bd. 47, Leipzig, 1926.


Содержание раздела