Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха




Тема «Искусства фуги»:


На протяжении всей своей жизни Бах интересовался пробле­мами композиции фуги, что сделало его, бесспорно, величайшим из когда-либо живших мастеров этой формы и привело к созда­нию вершинного произведения — цикла из 19 фуг и канонов на одну тему, названного «Искусство фуги» («Die Kunst der Fuge»). В этом сочинении, оставшемся незаконченным из-за смерти ком­позитора, единственная тема разрабатывается в необычайном разнообразии типов фуги, обнаруживая несравненное техниче­ское мастерство и неистощимую музыкальную изобретательность Баха. Оригинальное издание не дает никаких указаний относи­тельно исполнительских средств, на которые это сочинение рас­считано, поскольку оно имеет вид партитуры, где каждый голос выписан на отдельной нотной строке, однако некоторые косвенные данные позволяют предположить, что композитор имел в виду клавишный инструмент.

Тема, на которой основаны все фуги и каноны «Искусства фуги», приведена в конце данного нотного образца. Нами выбра­на третья фуга цикла, которая, как и все прочие, названа «Contrapunctus»; тема здесь дается в обращении, и в первом своем проведении она звучит так, как должен был бы звучать тональный ответ. Противосложение (т. 5—8) начинается хрома­тическим движением, и его регулярные возвращения с каждым новым проведением темы сообщают хроматический характер все­му сочинению. Первая интермедия (тт. 19—22) вырастает из противосложения; в ней находим симметричную перекличку мо­тивов между двумя верхними голосами. При следующем прове­дении (сопрано, тт. 23—26) тема изменяется проходящими зву­ками и синкопированием (этот прием редко встречается в поли­фонической литературе, в том числе и в фугах самого Баха). После второй интермедии (тт. 27—28) тема в той же варьиро­ванной форме появляется у тенора (тт. 29—32) и после третьей интермедии (тт. 33—34) звучит еще раз у того же голоса (тт. 35—38). Это последнее проведение не сопровождается проти­восложением (имеется в виду удержанное противосложение.


Содержание  Назад  Вперед