Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ НОТНЫХ ТЕКСТОВ


Сокращенная партитура. Каждый музыкальный образец из­ложен таким образом, чтобы облегчить учащемуся, не обладаю­щему навыками чтения партитуры, его изучение за роялем. В слу­чаях, когда насыщенность фактуры невозможно с достаточной отчетливостью передать на двух нотных станах, используются три стана. Каждый образец содержит полный музыкальный текст пьесы, а не является фортепианным переложением. В нем указа­ны все подробности изложения, включая инструментовку. При участии континуо цифровка дается полностью, как в оригинале. Объем реконструкции зависит от конкретных обстоятельств; все добавления к оригинальному тексту изложены мелкими нотами. Это позволяет ясно видеть первичную основу каждого образца.

Текст в вокальных примерах. Во всех вокальных произведе­ниях полный текст каждой партии приводится в нотах, что дает возможность исполнения всей вокальной фактуры.**)

*) A. Schering. Geschichte der Musik in Beispielen; A. D a v i s o n, W. Appel. Historica Anthology of Music; J. Wolf. Music of Earlier Times; A. Einstein. A Short History of Music.

**) В настоящем издании перевод оригинальных текстов (за исключением литургических; на русский язык приводится после соответствующего нотного образца. Все переводы — подстрочные, прозаические, передают только смысл оригинала и не предназначены для пения.

6

Ключи. Применяются только скрипичный и басовый ключи. Если тесситура партии предполагает диапазон тенорового голоса, к скрипичному ключу добавляется снизу знак 8, указывающий, что ноты должны звучать октавой ниже.

Транспозиция. Некоторые образцы транспонированы ради удобства современных исполнителей; 8 таких случаях указывается интервал транспозиции.

Длительности нот. Любое сокращение длительностей оригина­ла, предпринимаемое ради удобства чтения, отмечается особо. Отсутствие подобного указания говорит о сохранении длительно­стей оригинала.

Случайные знаки альтерации. Знаки альтерации, помещенные над нотами, отражают предположения составителей и могут не приниматься в расчет, если кажутся исполнителю неубедительны­ми.
Знаки в скобках поставлены ради предосторожности. Прочие знаки альтерации принадлежат оригиналам.

Тактовые черты. В музыкальных образцах, лишенных такто­вых черт в оригинале, тактировка сделана составителями, исклю­чая немногие случаи, где она принадлежит редакторам современ­ных изданий. Следует ясно осознавать, что в музыке, не знавшей тактовых черт, любая современная тактировка носит, в сущности, произвольный характер. Во всех образцах, за исключением тех, которые оставлены без тактового деления, каждый пятый такт пронумерован для удобства ссылок при анализе.

Нотация григорианского хорала. В современной транскрипции образцов григорианского пения составители адаптировали нотную запись, принятую в Солемских изданиях.*) Главное отличие заключается в использовании пунктирных лиг (вместо одной длинной ноты), означающих, что повторяющиеся ноты должны петься как одна.

Карл Пэрриш, Джон Оул

*) Солем (Solesmes) — деревня близ Ле Ман во Франции, где с сере­дины XIX века группа бенедиктинских монахов вела большую работу по вос­становлению григорианского пения IX—X веков. Подготовленная ими редакция (т. н. «Editio Vaticana:») состоит из 4-х томов: Graduale sacrosanctae Romanае ecclesiae. Rome Vatican Press, 1907 (тт. 1—2) и Antiphonale sacrosanctae Romanae ecclesiae, изд. там же, 1912 (тт. 3—4), сокр. — «Graduale Romanum» и «Antiphonale Romanum»; общее наименование Солемских изданий — «Liber usualis».


Содержание раздела