Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха




ПРЕДИСЛОВИЕ


Предлагаемая антология призвана проиллюстрировать в об­щих чертах пути развития музыкальных стилей от раннего Сред­невековья до середины XVIII века; эти образцы отобраны и изложены с учетом запросов читателя, интересующегося историей музыки. Вся подготовительная работа была направлена на до­стижение этой цели. Особых усилий потребовали поиски такого способа изложения музыкального материала, который был бы наиболее удобен для анализа — самостоятельного или под руко­водством педагога. Кроме того, составители стремились к тому, чтобы музыкальные тексты могли использоваться для реального исполнения. Поэтому отбирались те образцы, которые представ­ляют особый интерес и художественную ценность и достойны быть исполненными ради чисто музыкального удовольствия, поми­мо каких-либо педагогических задач. С этой целью использованы, насколько это было возможно, целые сочинения или относительно завершенные их части.

Настоящее собрание отнюдь не претендует на исчерпываю­щую полноту. Оно содержит музыкальный материал, необходимый для систематического изучения истории музыки, хотя не исклю­чено, что окажется полезным и для образованных музыкантов. Предполагается, что читатель сам подробно проанализирует каждый образец в свете сопутствующего историко-аналитического комментария, ибо только в процессе такого детального изуче­ния может быть достигнуто истинное понимание музыкальных стилей. С другой стороны, данное собрание содержит все необхо­димое для исполнения наиболее характерных образцов форм и стилей тех периодов, сохранившийся от которых достоверный нотный материал часто бывает труднодоступным.

Комментарии, сопутствующие каждому музыкальному образцу, призваны охарактеризовать происхождение, особенности данной формы и место, занимаемое данным сочинением в истории музыки, а также подсказать возможные направления его анализа. Составители отнюдь не стремились снабдить читателей всей полнотой данных, необходимых для понимания того или иного образца, считая желательным и даже обязательным знакомство с существующими трудами по истории музыки.


Содержание    Вперед