Школа св. Марциала. Мелизматический органум. «Benedicamus Domino»

20
С аббатством св. Марциала на юге Франции связано возникновение композиторской школы, сыгравшей важную роль в развитии органума в период примерно с 1100 по 1150 годы и предшествовавшей более известной школе при соборе Нотр-Дам на севере (см. комментарий к образцу 9). Как это характерно для школы св. Марциала, в нижнем голосе — теноре — используются фразы григорианских напевов со значительным увеличением длительностей, в верхнем же, органальном голосе на каждую ноту мелодии тенора накладывается развитый мелизматический рисунок в свободном ритме. В моменты появления каждой новой ноты тенора между голосами образуются интервалы унисона, кварты, квинты или октавы; в промежутках между этими моментами нота тенора выступает как некое подобие органного пункта, не мешая верхнему голосу двигаться по консонирующим и диссонирующим звукам. Напев, служащий основой данного образца, поется в заключении мессы. Здесь приводится только начало органума.
Источник: Paris, Bibl. Nat. lat. 3719. fol. 70. Транскрипция (Ф. Людвиг): G. Adler. Handbuch der Musikgeschichte. Frankfurt am Main, 1924, S. 148.