Свободный органум (XII в.). Троп «Agnus Dei»
После того, как в период с VI по VIII век репертуар григорианского пения был окончательно установлен и кодифицирован, наиболее важные из новосозданных песнопений именовались тропами. С IX по XIII век они сочинялись во множестве. Это подчеркивающие или разъясняющие фразы, которые вставлялись в общепринятый текст литургии. Вначале новые слова приспособлялись к какой-либо части первоначально существовавшей мелодии; важнейшей формой тропа такого рода была секвенция
19
(см. образец 3). Позднее все тропы, включая секвенции, создавались вместе с новой музыкой.
Приводимый троп, восходящий к XII веку, представляет собой вставку в I части Agnus Dei. По форме это двухголосный свободный органум, своим нерегулярным, свободным ритмом родственный григорианскому пению. В отличие от более или менее строгой параллельности раннего органума (см. образец 6), в данном случае преобладает противоположное движение голосов. Возникающие между голосами интервалы — преимущественно те, которые считались теоретиками того времени консонансами, — октавы, квинты, кварты и унисоны, однако встречаются и терции, считавшиеся диссонансами, а в кадансе тропа совершенно необычным для того периода образом появляется последовательность нескольких терций. Данный образец воспроизводит расшифровку Бесселера; совершенно иную интерпретацию см.: Wоoldridge. Early English Harmony, vol. II. London, 1913, p. 56.
Источник: Cambridge Univ. Lib. MS FF. I, 17. Факсимиле: Wooldridge. Early English Harmony, vol. I. London, 1897, Plate 27. Транскрипция: H. Besse1er. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931, S. 95.