Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Иоганн Себастьян Бах. Ариозо альта из «Страстей по Матфею»


205

206

«Страсти» (Passion) — это музыкальное представление собы­тий жизни Христа от триумфального прихода в Иерусалим в «вербное воскресенье» до распятия. Ранние композиции этого рода относятся в XV столетию, а в эпоху барокко «Страсти» приобрели большое значение как особая разновидность оратории. Сохранились два таких произведения Баха — одно по Иоанну, другое по Матфею, единодушно признанное одним из величайших шедевров всех времен.

Настоящий образец, обозначенный в партитуре «Страстей по Матфею» как речитатив, написан в ариозном стиле, проме­жуточном между собственно речитативом, с его свободным рит­мом и силлабической просодией (по слогу на каждую ноту), и арией, с ее развитой мелодией и мерным ритмом. Этот номер выдержан в совершенно строгом ритме, но вокальная партия, ритмически свободная и почти целиком силлабическая, изложена в манере, обычной для речитатива: ее характер определяется не мелодией как таковой, а стремлением к наиболее точному выра­жению смысла слов.

В этом размышлении на холме, названном Голгофа, где был распят Христос, проявляется могущество Баха как возвышенно­го и глубоко волнующего поэта звуков. Как обычно в таких эпизодах, он сосредоточивает в аккомпанементе, не меняющемся на всем протяжении Ариозо, наиболее выразительные мелодиче­ские, гармонические и ритмические обороты. Особой тонкостью отмечена инструментовка с «темным» тембром гобоя da caccia (теноровый гобой), с остинатным pizzicato виолончелей (осво­божденных здесь от обычной функции баса континуо) и неизмен­ной пульсацией континуо. На этом оркестровом фоне альт инто­нирует текст, каждую деталь которого Бах воссоздает с величай­шей чуткостью. Его звукопись живо проявляется не только в изложении таких слов, как «verderben» («погублен»), «Kreuz» («крест»), «Sterben» («умирать»), но и в том, что слова «Him­mel» («небеса») и «Luft» («воздух») звучат в высоком регистре, a «Erde» («земля») — в низком, без того, чтобы хоть в малейшей степени поколебать глубоко трогающее настроение целого.

Источник: Johann Sebastian Bachs Werke, Bd. 4. Durchgesehene Ausgabe (ред. Макс Шнайдер). Leipzig, 1935, S. 233.

207



Содержание раздела