показывающий характер отступлений континуо от

*) В унисон с нижним из звучащих в данный момент голосов (см. комментарий) .
196

197

198

199


201

202

Фрагмент, показывающий характер отступлений континуо от басовой партии хора.
Basso

203
Приводимый хор — IV часть Кантаты № 4 Баха, произведния, целиком построенного на лютеровском хорале «Christ lag in Todesbanden» (см. образец 46), каждый из семи стихов которого служит текстом отдельной части. Баховская духовная кантата явилась сочетанием чисто немецких элементов, унаследованных композитором от музыкальной эпохи, возглавленной Шютцем, и форм итальянской оперы. Так, большинство баховских кантат открывается хором — в нем часто используется принцип ритурнеля,— далее следует ряд речитативов и арий, дополняемых немецким хоралом; последний обычно заключает кантату, но наряду с этим может использоваться в любой части.
Настоящий образец не основан на принципе ритурнеля; он представляет собой хоральный мотет, названный так потому, что текст разрабатывается в нем строка за строкой, как в мотете XVI века. Специфическая особенность хорального мотета заключается в следующем: мелодический материал всех голосов вытекает из самой хоральной мелодии, каждая фраза которой становится темой фугатной экспозиции, причем в последнем проведении каждой экспозиции фраза хорала дается без фигураций и в ритмическом увеличении. Проведение в увеличении обычно поручается верхнему голосу; здесь, в виде исключения, оно отдано альтовой партии. В данной части сопровождение ограничивается континуо, что усиливает ее контраст с соседними номерами Кантаты. Строчка континуо опущена в нашем нотном тексте ради большей наглядности хоровой ткани. В тех случаях, где наличествует басовая партия хора, континуо обычно совпадает с нею; характер небольших отклонений может быть понят из подробного изложения тактов 5 и 6, данного в конце образца. Когда басовая партия паузирует, континуо следует самой низкой из звучащих партий. Необходимо заметить, что бас континуо было принято дублировать октавой ниже написанного, поэтому и в случаях, когда партии тенора и баса перекрещиваются, последний продолжает оставаться гармоническим фундаментом (см. тт. 15, 25 и 26). В виде исключения, в тактах 30—31 и 34—35 континуо не совпадает ни с одной вокальной партией и поэтому выписано на отдельной строке.
Источник: Johann Sebastian Bachs Werke, Bd. I. Leipzig, 1851, S. 114.
204