Иоганн Себастьян Бах. Хоральная прелюдия для органа «Christ lag in Todesbanden»

194

Хоральная прелюдия, как и фуга, была распространена в период барокко и достигла совершенства у Баха. В своих первоисточниках эта форма служила вступлением к общинному пению гимна, однако в зрелых проявлениях она представляет собой важный самостоятельный тип сочинения, нередко весьма пространного, назначение которого — предвосхитить характер и настроение службы, дать поэтичный музыкальный комментарий к традиционному тексту гимна. Хоральная прелюдия культивировалась северогерманскими предшественниками Баха — особенно Шейдтом, Букстехуде, Пахельбелем и Бемом. У Баха представлено множество типов хоральной прелюдии. Важнейшие из них: мотет, в котором хорал, фраза за фразой, разрабатывается в виде серии фугатных экспозиций; орнаментированный тип, где богато расцвеченная мелодия поддерживается свободным аккомпанементом; партита — ряд вариаций на хоральную тему; канони-
195
ческий тип, дающий мелодию хорала в форме канона с фигурациями в остальных голосах; фигурированный тип, где хоральная мелодия постоянно присутствует как cantus firmus (обычно у сопрано), а остальные голоса разрабатывают ее интонации в манере свободной полифонии.
«Christ lag in Todesbanden» — пример хоральной прелюдии последнего типа; в ней Бах следует, как образцу, стилю Пахельбеля. Глубокая поэтичность мистического чувства, которым она проникнута, показательна для способности Баха воплощать в своих обработках смысл гимна, связанного с используемой мелодией. Данная хоральная прелюдия взята из собрания аналогичных пьес, названного «Orgelbüchlein» («Органная книжечка»), которое должно было, по замыслу Баха, включать хоралы для всех праздников церковного года. Однако была осуществлена только часть этого намерения, связанная с наиболее важными праздниками.
Источник: Johann Sebastian Bachs Werke, Bd. 25, 2. Leipzig, 1878, S. 38.