Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Хоралами называются мелодии гимнов лютеранской




191



192

Хоралами называются мелодии гимнов лютеранской церкви. Использование таких обиходных мелодий, широко распростра­ненных еще до эпохи Реформации, активно стимулировал Мартин Лютер, который вместе со своими помощниками отбирал из като­лических гимнов и светских песен тексты и мелодии, составившие репертуар церковно-общинной музыки. Значительное число ото­бранных и созданных таким образом духовных мелодий и стихов на всем протяжении периода барокко служило фундаментом двух основных родов музыкальной композиции в протестантской Гер­мании — церковной кантаты (см. комментарий к образцу 48) и органной хоральной прелюдии (см. образец 47).

Среди многочисленных композиторов, писавших хоралы, Бах, бесспорно, величайший. Напев данного хорала появился в ре­зультате переделки соратником Лютера, Иоганном Вальтером, более старой мелодии, которая, в свою очередь, вероятно восхо­дит к григорианскому пению. Слова пасхального гимна, испол­няемого на этот напев, принадлежат самому Лютеру. Типичная хоральная мелодия, как видно из приводимого образца, членится на фразы, соответствующие стихотворным строкам; заключитель­ная нота каждой фразы по обычаю отмечается ферматой. Бахов­ская гармонизация хорала обнаруживает неповторимое мастер­ство простого, но выразительного хорового письма, где каждый голос обладает собственной рельефной мелодической линией, а целое служит целям совершенной передачи традиционных мело­дии и текста. Данная четырехголосная обработка хорала заклю­чает Кантату № 4, каждая часть которой основана на той же мелодии (см. образец 48 — хор из этой Кантаты). В нотном образце хорал приведен с текстом первого стиха; в Кантате он поется с текстом заключительного, седьмого стиха. Как принято в простом хорале, завершающем кантату, все инструменты, уча­ствующие в предшествующих частях, удваивают соответствующие им по диапазону голоса вокальных партий.

Источник: Johann Sebastian Bachs Werke (Bach-Gesellschaît), Bd. 1. Leip­zig, 1851   S. 124.

193


Содержание раздела