Хоралами называются мелодии гимнов лютеранской
191
192
Хоралами называются мелодии гимнов лютеранской церкви. Использование таких обиходных мелодий, широко распространенных еще до эпохи Реформации, активно стимулировал Мартин Лютер, который вместе со своими помощниками отбирал из католических гимнов и светских песен тексты и мелодии, составившие репертуар церковно-общинной музыки. Значительное число отобранных и созданных таким образом духовных мелодий и стихов на всем протяжении периода барокко служило фундаментом двух основных родов музыкальной композиции в протестантской Германии — церковной кантаты (см. комментарий к образцу 48) и органной хоральной прелюдии (см. образец 47).
Среди многочисленных композиторов, писавших хоралы, Бах, бесспорно, величайший. Напев данного хорала появился в результате переделки соратником Лютера, Иоганном Вальтером, более старой мелодии, которая, в свою очередь, вероятно восходит к григорианскому пению. Слова пасхального гимна, исполняемого на этот напев, принадлежат самому Лютеру. Типичная хоральная мелодия, как видно из приводимого образца, членится на фразы, соответствующие стихотворным строкам; заключительная нота каждой фразы по обычаю отмечается ферматой. Баховская гармонизация хорала обнаруживает неповторимое мастерство простого, но выразительного хорового письма, где каждый голос обладает собственной рельефной мелодической линией, а целое служит целям совершенной передачи традиционных мелодии и текста. Данная четырехголосная обработка хорала заключает Кантату № 4, каждая часть которой основана на той же мелодии (см. образец 48 — хор из этой Кантаты). В нотном образце хорал приведен с текстом первого стиха; в Кантате он поется с текстом заключительного, седьмого стиха. Как принято в простом хорале, завершающем кантату, все инструменты, участвующие в предшествующих частях, удваивают соответствующие им по диапазону голоса вокальных партий.
Источник: Johann Sebastian Bachs Werke (Bach-Gesellschaît), Bd. 1. Leipzig, 1851 S. 124.
193