Георг Фридрих Гендель. Хор из оратории «Соломон»

*) «Без Ripieni», то есть Solo.
184

185

*) Здесь вступают Ripieni, дублируя вокальные партии.
186

187

188

189

Исторгни слезы из безнадежной любви,
Продли торжественную песнь,
Полную смерти и неутешного отчаяния...
В оратории эпохи барокко, доведенной до совершенства Генделем, использовались те же музыкальные формы, что и в опере того же времени; однако хор, игравший в опере незначительную роль, сделался в оратории главным двигателем драмы. Хоры Генделя справедливо считаются крупнейшим достижением этого великого композитора. В отличие от баховских хоров, они почти никогда не опираются на прием ритурнеля или форму фуги. Напротив, они демонстрируют необычайную свободу формы, следуя за смыслом слов, шаг за шагом, с совершенной точностью, и в них используется частое чередование имитационной и аккордовой фактуры.
Приводимый хор из оратории «Соломон» явственно обнаруживает все эти особенности. В оратории он занимает место в ряду хоров, призванных развлечь царицу Савскую, посетившую царя Соломона в Иерусалиме. Тема этого представления — власть музыки над человеческим духом, и данный хор повествует о чувстве безнадежной любви, «полной смерти и неутешного отчаяния». Начальное фугато с могучей решительной темой и музыкальное изложение всего текста служат прекрасным при-
190
мерой генделевского мастерства в сфере выразительной музыкальной декламации. Оркестровка необычно тонка для Генделя, который бывал подчас небрежен в записи партитуры. На всем протяжении хора концертмейстеры всех партий струнного оркестра поддерживают гармонический фон, который обретает яростную настойчивость в среднем разделе с повторяющимися аккордами в пунктирном ритме, тогда как вокальные партии удваиваются вначале гобоями и фаготами, а с такта 10 — струнными ripieni. Заключение интересно мастерским использованием гармонии для создания драматической выразительности. Партия континуо снабжена эпизодической цифровкой, что характерно для Генделя.
Источник: Georg Friedrich Handels Werke, Bd. 26. Leipzig, 1867, S. 240.