Георг Фридрих Гендель (1685—1759). Concerto grosso До мажор, I часть
165
166
167
168
169
170
171
Concerto grosso — важнейшая форма инструментально-ансамблевой музыки в эпоху барокко. Термин концерт (concerto), которым в период раннего барокко определялось всякое произведение для ансамбля исполнителей (особенно если в нем объединялись инструменталисты и певцы), позднее стал применяться только по отношению к тем сочинениям, в которых ведущим принципом является противопоставление двух групп инструментов. Одна из этих групп — большая — обычно состоит из струнных и именуется tutti (все), concerto grosso (букв. «большой ансамбль» — термин, давший имя самой форме) или ripieno («заполнение»). Другая, гораздо меньшая группа объединяет солистов и называется solo или concertino («маленький ансамбль»). Контраст между двумя инструментальными группами устанавливается в начале типичной I части концерта благодаря проведению в tutti законченной музыкальной мысли, которая время от времени возвращается в ходе последующего развития — отсюда ее название «ритурнель» (ит. ritornello — «возвращение») . После этого первого проведения сольные разделы становятся все более многочисленными, а чередования tutti и solo учащаются, приводя к заключению, где ритурнель повторяется в полном виде и в первоначальной тональности.
Настоящий образец демонстрирует зрелую фазу развития этой формы: ритурнель представляет собой большой раздел, который открывается рельефным мотивом, легко узнаваемым при повторении, и завершается столь же запоминающейся рельефной кадансовой формулой. Группа солистов состоит из двух скрипок и континуо — состав, чаще всего встречаемый в концертах Корелли и Вивальди и столь же характерный для барочной трио-сонаты. В данном случае Гендель завершает часть несколько сокращенным ритурнелем, который, тем не менее, ничего не теряет при этом в своей характерности.
За I частью concerto grosso обычно следовали медленная часть и быстрый финал, в которых противопоставления solo и tutti проводились не столь последовательно, как в I. Структурный принцип концерта послужил основой для всех музыкальных форм позднего барокко, где наличествует противопоставление групп. Он использовался в арии (см. образец 44), а также служил организующим началом во многих пьесах для хора и оркестра,
172
особенно в тех произведениях Баха, которые не носят строго полифонического характера. В ходе дальнейшего развития концерта группа солистов сократилась до одного инструмента, чаще всего скрипки, что привело к сольному концерту Вивальди и Баха.
Источник: G. F. Handel. Concerto per due violini concertini e violoncello, 2 hautb., 2 violini ripieno, viola e basso. In: «Select Harmony» [Лондон, ок. 1741]. Современное издание: Georg Friedrich Handels Werke (Deutsche Händelgesellschaft), Bd. 21. Leipzig, 1865, S. 63.