Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

к возникновению двух ее важных




147



148



149



150



151

Развитие инструментальной ансамблевой музыки в XVII веке привело к возникновению двух ее важных камерных разновидно­стей. Sonata da camera (камерная соната), предназначавшаяся для исполнения в домашнем кругу, представляет собой последо­вательность пьес танцевального характера наподобие клавирной сюиты (см. образец 35). Sonata da chiesa (церковная соната) отличается от камерной сонаты большей серьезностью тона; в ней значительно меньше используются танцевальные ритмы и обычно шире применяется полифоническое письмо. Как правило, она состоит из четырех частей, образующих последовательность темпов: медленно, быстро, медленно, быстро. Самостоятельные части, различающиеся темпом и метром, развились из отчетливо констрастирующих, но взаимосвязанных разделов канцоны Сонаты, как камерная, так и церковная, сочинялись для самых различных комбинаций инструментов, наиболее же широко рас­пространенным был ансамбль из двух скрипок и континуо. Воз­никшее в результате трехголосие нотной записи (см. настоящий образец) послужило поводом называть подобные сочинения трио-сонатами.

Приводимый образец — типичная sonata da chiesa — при­надлежит одному из величайших итальянских композиторов, писавших для струнных инструментов, — Арканджело Корелли, римскому скрипачу и педагогу конца XVII — начала XVIII веков, творчество которого столь же знаменито важной ролью в раз­витии скрипичной техники, как и своим чисто художественным значением. Его сольные и трио-сонаты, как и концерты, служили образцами для большинства композиторов позднего барокко. Как видно из приводимого примера, части сонаты различаются не только темпом, но и другими особенностями. I часть обычно в четном размере, торжественна, нередко для нее характерны цепочки задержаний; II — в фугированном изложении, в котором время от времени принимает участие басовый голос; при этом виолончель приберегается, чтобы подчеркивать вступления темы в басу, тогда как клавишный инструмент все время поддержи­вает скрипичные партии. III часть, часто трехдольная, лиричнее первой; финал же танцевален и написан в двухчастной форме с повторением обоих разделов, наподобие номеров танцевальной сюиты. Фактура струнных партий технически не слишком богата, но носит специфически инструментальный характер без каких-либо соприкосновений с вокальной мелодикой. В данном издании цифровка континуо оставлена нерасшифрованной, чтобы не за­темнять полифоническую ткань.

Источник.: Sonate de chiesa a tre... da Arcangelo Corelli, Opera terza. Modena, 1689, Sonata VII. Современное издание: Les Oeuvres de Arcangelo Corel­li, Book II. London [ок. 1885], p. 160.

152


Содержание раздела