Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Генри Пёрселл (1659—1695). Граунд для клавесина «A New Ground»


143

*) В оригинале эта нота пропущена.

144

*) В оригинале эта нота пропущена.

145

Наименование «граунд» (ground) принадлежит сочинениям, написанным на остинатную тему в басу, иначе говоря, на мело­дическую фразу в несколько тактов (обычно — четыре), которая неоднократно повторяется, образуя басовый голос всего сочине­ния, в то время как верхние голоса при ее повторениях изменя­ются. Ground bass (англ. — опорный бас), или basso ostinato (ит. — настойчивый бас), был важным структурным приемом в музыке XVII века, поскольку он давал композитору возмож­ность достигать связности и единства в произведении, не обла­дающем чертами танцевальности или фугообразного изложения. Формы пассакальи и чаконы основываются на теме в басу в сочетании с техникой вариаций; порой басовая мелодия пере­носится в один из верхних голосов.

Пёрселл, величайший английский композитор XVII века, часто пользовался формой граунда в более пространных произведе­ниях. В данном образце басовая мелодия, основанная на нисхо­дящих хроматизмах, часто наблюдаемых в граундах, имеет про­тяженность в три такта — свойство, позволяющее избежать квад­ратности обычных четырехтактовых басовых тем; это сообщает сочинению непрерывность течения, усиливаемую тем, что в боль­шинстве повторений начало басовой темы перекрывается про­должающимся мелодическим движением в верхних голосах. Прием, используемый Пёрселлом в изложении нижней строки, благодаря которому единая мелодическая линия воспринимается на слух как двухголосие, часто присутствует в музыке барокко для клавишных инструментов. Бах применял принцип basso osti­nato в ряде своих лучших композиций, временами разнообразя тональный план посредством модуляций в басовом голосе; этот прием также применялся Пёрселлом.

Приведенный образец первоначально представлял собой пе­сню «Here the deities approve» («Здесь божества благосклонны»)

146

из «Оды на день св. Цецилии», появившейся в 1683 году. Позже эта песня была опубликована в «Orpheus Britannicus», собра­нии сочинений Пёрселла для голоса соло. Предполагается, что настоящая аранжировка для клавишного инструмента принад­лежит самому композитору. Способ исполнения мелизмов ука­зан над нотной строкой при первом появлении каждого нового знака.

Источник: The Second Part of Musick's  Hand-Maid.  London,   1689.  Совре­менное издание:  The Works of Henry Purcell, vol. 6. London, 1895, p. 30—31.



Содержание раздела