Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Жан Батист Люлли (1632—1687). Увертюра к опере «Армида»


*)   Во   всей   музыке   барокко  трели начинаются не с главного, а с верхнего (вспомогательного)   звука.

135

136

137

Оперная увертюра XVII века сыграла огромную роль в по­следующем развитии оркестровых стилей и форм. В продолже­ние эпохи барокко наиболее распространенной была французская увертюра, состоявшая из развернутого монументального вступле­ния, за которым следовало фугированное аллегро; иногда заклю­чением служил новый медленный раздел, подобный начальному, или, реже, танцевальная часть, например — менуэт. Предвестия этой формы обнаруживаются в короткой инструментальной пьесе в конце I акта «Представления души и тела» Кавальери (1600). Кавалли, крупнейший из непосредственных последователей Мон­теверди в области оперы, писал увертюры, которые предвосхища­ли зрелый облик этой формы, однако характерная фугированность второго раздела впервые появилась в «Erminia sul Gior­dano» Луиджи Росси (1627).

138

Имя Люлли, оперного законодателя Франции конца XVII века, особенно тесно связано с французской увертюрой, которую он использовал во всех своих операх, от «Тезея» (1673) до «Армиды» (1685). Увертюра к последней, представленная в на­стоящем образце, начинается медленной величавой интродукцией с пунктирными ритмами, которые можно обнаружить почти во всех французских увертюрах. Быстрый второй раздел начинается в свободной фугированной манере, а затем следуют имитации, преимущественно в крайних голосах, где начальный мотив этого раздела временами появляется в обращении. Заключительный раздел возвращает величавую поступь вступления, с которым он связан тесным родством.

После Люлли развитие французской увертюры достигло своей кульминации в творчестве Пёрселла, Баха и Генделя. У этих композиторов пунктирные ритмы начального раздела подчерки­ваются с особой силой, а быстрый раздел приобретает совершенно отчетливую фугированность. В конце эпохи барокко французская увертюра не только открывает драматические пьесы и оратории, но и выступает, как самостоятельная инструментальная форма — либо отдельно, либо в качестве первой части оркестровой или клавирной сюиты.

Другой тип увертюры, культивировавшийся в начале XVII века, представлен итальянской увертюрой (часто именуемой sin­fonia), отличительной особенностью которой служит начальное аллегро (не фугированное) с последующей лирической медленной частью и живым танцевальным финалом. Хотя итальянская увертюра использовалась в период барокко реже, чем француз­ская, она сыграла важную роль в развитии инструментальной музыки, послужив одной из главных предшественниц классиче­ской симфонии.

Источник: Lulli. Armide, tragédie mise en musique. Paris, 1686. Совре­менное издание всей оперы см.: Publikationen älterer praktischer und theore­tischer Musikwerke (ред. Р. Эйтнер), Bd. XIV. Leipzig, 1885, S. 1.

139



Содержание раздела