Джироламо Фрескобальди (1583—1643) Ricercar dopo il Credo для органа
*) Тот же ритмический прием, иногда обозначаемый термином гемиола, можно увидеть также в образце 36 (тт. 16, 21, 26) и в образце 39 (Adagio, тт. 8—9 17—18, 22—23, 31—32, 36—37).
**) Длительности сокращены вдвое.
127
128
129
Ричеркар (другое наименование — фантазия) — инструментальное сочинение, сходное по строению с мотетом XVI века, где. последовательно разрабатываются несколько тем, каждая — по типу экспозиции фуги. Первые ричеркары появились в начале XVI столетия и представляли собой простые переложения вокальных мотетов для клавишного инструмента или лютни, однако к середине того же столетия стали во все возрастающем количестве создаваться оригинальные сочинения этой формы. Позже ричеркар приобрел специфически инструментальный характер, а в XVII веке количество тем сократилось в нем до одной — этот процесс вел непосредственно к фуге (см. образец 50).
Настоящий образец ричеркара принадлежит Фрескобальди, который славился как органист собора св. Петра в продолжение 1-й половины XVII столетия. Данное произведение отражает тот этап развития, когда ричеркар вплотную приблизился к фуге, поскольку источником почти всего тематического материала сочинения здесь служит одна тема. Начиная с такта 24, тема появляется в увеличении. Ее хроматическое строение характерно для многих тем Фрескобальди. Сборник «Fiori musicali» («Цветы музыки»), где данное сочинение было впервые помещено, — это собрание органных пьес, большей частью предназначенных для праздничной мессы; как показывает название, приведенный ричеркар должен был исполняться непосредственно после Credo.
Источник: G. Frescobaldi. Fiori musicali. Venezia, 1635. (В этом томе помещено интересное предисловие композитора.) Современное издание: Frescobaldi. Collectio misices organicae. Leipzig, 1889, S. 36. (Под ред. Франца Хаберля.) Данное сочинение можно найти в позднейшем издании «Fiori musicali» под ред. Фернандо Германи (Roma, 1936, р. 62).