Джакомо Кариссими (1605—1674) Сцена из оратории «Суд Соломона»

*) Оригинал большой секундой выше.
112

113

114

115

116

117
Соломон: Принесите, принесите меч и разделите живого младенца надвое и дайте половину одной и половину другой.
2-я Мать: Праведно решение твое, о царь; пусть не достанется ни одной, ни другой: разделите, разделите его.
1-я Мать: Ах, мой сын! Сердце мое тоскует по тебе, мой сын! Отдайте, отдайте ей живое дитя и не делите.
Соломон: Разделите, разделите живого младенца.
2-я Мать: Пусть не достанется ни одной ни другой: разделите, разделите его.
1-я М а т ь: О нет, не делите! Отдайте, отдайте ей живое дитя и не делите.
Соломон: Отдайте этой живое дитя, ибо она его мать.
Оратория, так же как и опера, возникла в самом начале XVII столетия и на первых порах отличалась от оперы только использованием духовных текстов. К середине XVII века она решительно отбросила сценическое одеяние оперы и приобрела характерные черты самостоятельной музыкальной формы. Ведущую роль в этом процессе играл Кариссими, римский церковный музыкант.
Произведение, из которого извлечен настоящий отрывок, начинается инструментальной интродукцией, после чего «историк», или повествователь, — непременный участник священных представлений с XII по XVIII век — сзывает народ. Затем следует сцена Соломона с двумя матерями, воспроизведенная в нашем образце, после которой, заключая произведение, звучит большой мотетообразный хор, славящий мудрость царя. Данный образец иллюстрирует использование монодии в музыкально-драматическом воплощении библейского текста.
В оригинальной партитуре содержатся только две мелодические линии — речитатив и бас без цифровки; расшифровка выполнена нами ради удобства исполнения. Бас без цифровки не был редкостью в музыке барокко, поскольку в то время исполнитель на клавишных инструментах должен был уметь употреблять нужные аккорды и без помощи цифровки.
«Суд Соломона» представляет собой тип более короткой оратории, которая, в отличие от большой оратории, иногда именуется церковной кантатой (cantata da chiesa). Светская разновидность подобной малой оратории, в которой, впрочем, почти никогда не участвует хор, известна под названием камерной кантаты (cantata da camera).
Источник: Carissimi. Werke. (Под ред. Ф. Кризандера.) — Denkmäler der Tonkunst, Bd. U. Hamburg, 1869. В данном томе содержатся также оратории Кариссими «Jephte», «Baltazar» и «Jonas».
118