Джулио Каччини (ок. 1560—1618). Мадригал для голоса и лютни «Dovrò dunque morire»
106
107
Неужели я должен умереть?
Прежде, чем снова увижу
Вас, нежно любимая причина моих мучений?
Мое утраченное сокровище.
Не сказать вам, умирая:
«Я умираю, я гибну»?
О неописуемое горе -
Не сказать вам:
«Я гибну, жизнь моя».
Опубликованный в 1602 году «Le nuove musiche» Каччини («Новая музыка», сборник мадригалов и канцонетт. — Ред.) дал наименование революционному сдвигу в подходе композиторов к проблемам вокальной и инструментальной музыки, которым ознаменовалось начало XVII столетия. Новый период, именуемый барокко, выдвинул на передний план среди форм вокальной музыки оперу, ораторию и кантату, породив также новые инструментальные формы — концерт, сонату, сюиту и фугу. Каччини, который написал первую оперу, показанную широкой театральной публике (1600), может считаться зачинателем нового сольного вокального стиля, известного под названием stile rappresentativo (букв. — представляющий стиль). Осознанной задачей новой вокальной музыки стало устранение всех элементов, способных помешать прямому выражению («представлению») чувств и переживаний, предполагаемых текстом. Полифонический склад и контрапунктическая разработка были отвергнуты в пользу монодии с аккомпанементом, где единственная выразительная вокальная линия выступала на фоне гармонического сопровождения.
Аккомпаниатор, использовавший клавишный инструмент или лютню, импровизировал это сопровождение на основе записанной басовой линии, руководствуясь цифрами над или под нотами баса (отсюда — «цифрованный бас») и определенными приемами, которые вскоре стали общепринятыми. Этот принцип, называемый, в силу его господства на всем протяжении произведе-
108
ния, basso continuo (ит. — постоянный бас), Generalbass (нем. — общий бас) или thorough-bass (англ. — сквозной бас), вскоре стал непременной основой всей ансамблевой музыки барокко, как инструментальной, так и вокальной.
Изданная Каччини версия настоящего образца содержит только вокальную партию и бас с разрозненной цифровкой.
При водимая расшифровка указанных или подразумеваемых аккордов принадлежит Роберту Дауленду, английскому лютнисту, который в 1610 году опубликовал в табулатурной нотации полный текст пьесы. В соответствии с практикой композиторов-лютнистов того времени, версия Дауленда носит явно контрапунктический характер. В некоторых случаях он отступает от цифровых обозначений Каччини и изредка вносит изменения в вокальную партию, которые также воспроизведены здесь.
Угловатость мелодии и прямота высказывания являют поразительный контраст музыкальной традиции, господствовавшей непосредственно перед 1600 годом; эмоциональная трактовка колоратуры в заключительной каденции представляет собой еще один симптом начала новой музыкальной эры. Следует заметить, что, в отличие от более поздней практики, Каччини указывает, в какой именно октаве надлежит реализовать цифрованный бас.
Источник: Le Nuove Musiche di Giulio Caccini, detto Romano. Firenza, 1602. (Факсимильное издание: Reale Academia d'Italia, 1934.) R. D o w l a n d. A Musical Banquet. London, 1610.