Джайлс Фарнеби (ок. 1560 — ок. 1600). Вариации для вёрджинела «Loth to Depart»*)
*) Loth to depart (англ.) — нежелание уезжать.
100
101
102
103
104
В Англии совершенные образцы специфически клавирного стиля впервые появляются в конце XVI — начале XVII веков в сочинениях для того типа клавесина, который именовался вёрджинел. Стиль подобных произведений, принадлежащих Бёрду, Филипсу, Фарнеби, Буллю, Томкинсу и Гиббонсу, целиком исходит из природы данного инструмента и указывает на высокий уровень виртуозности. Верджинельная литература включает танцы — такие, как павана и гальярда, — вариации, прелюдии импровизационного характера, полифонические фантазии, или «fancy» (английское название ричеркара), особого типа сочинения с cantus firmus, называющиеся «In Nomine» («Посвящение»), и переложения вокальных пьес.
Область наиболее высоких достижений верджинелистов — вариации, обычно сочинявшиеся на народные мелодии или напевы популярных песен. Приводимая пьеса дает представление о характерных чертах вариаций того времени, с их эпизодическими имитациями (как строгими, так и свободными), беглыми фигурациями и орнаментированными кадансами, многочисленными неречениями и спорадическими усложнениями ритма.
Рано умерший Фарнеби представлен более чем 50 сочинениями в замечательной «Fitzwilliam Virginal Book» — собрании из 297 пьес почти всех верджинелистов. Подобно многим из этих композиторов, Фарнеби сочинял также мадригалы.
Способ исполнения орнаментальных украшений, обозначенных в тактах 7, 13 и 35 настоящего образца, неясен. Неравномерность тактового деления оригинальной рукописи сохранена.
Источник: Fitzwilliam Virginal Book (Fitzwilliam Museum, Cambridge). Современное издание: Fitzwilliam Virginal Book, vol. II. London, 1899, p. 317.
105