Джон Беннет (ок. 1575 — ок. 1625). Мадригал «Thyrsis, Sleepest Thou?»
*) Оригинал большой секундой выше
94
*) Рекомендуется, чтобы при исполнении в тактах 12—17 (от * до **^ тенор и бас обменялись партиями
95
96
97
98
«Тирсис, ты спишь? О-ла, не уступай печали, выше голову, мужчина, — сказал благородный Мелибео; — смотри, вновь приходит лето, украшая землю, слушай, как поет кукушка этим прелестным апрельским утром». — «О, — сказал пастух и вздохнул как тот, кто все утратил, — оставьте меня, увы, и прогоните ее обратно в Лондон».
Интерес к мадригальным композициям, пробужденный привозимыми в Англию собраниями итальянских мадригалов и публикациями сочинений итальянцев в английском переводе (особенно «Musica transaplina», 1588), привел в конце XVI века к расцвету английской композиторской школы. В продолжение 1-й четверти XVII столетия английские композиторы опубликовали сотни мадригалов, подчас не уступающих своим итальянским прототипам.
Джон Беннет, живший в конце XVI и начале XVII веков, автор знаменитого собрания мадригалов «The Triumphs of Oriana», (1601), не был таким глубоким художником, как крупнейшие представители английского мадригала Уилкс и Уилби, но в мадригалах более легкого стиля его техническое мастерство было непревзойденным. В приводимом образце используется чисто ренессансный пасторальный текст, в музыкальном воплощении которого можно увидеть примеры звукописи, получившей наименование «мадригализма». Такова звуковая графика слов «Sleepest thou?» («ты спишь?»), с оживленными «столкновениями» накладывающихся друг на друга трехдольных ритмов, а также наивная, но чарующая, точно найденная иллюстрация отдельных слов — таких, как «cuckoo» («ку-ку») и «sighed» («вздохнул»). Характерно также большое разнообразие фактуры с частым чередованием хорального и имитационного письма. Свежесть мелодической выдумки и в особенности весенний колорит всего сочинения типичны для большого числа мадригалов елизаветинской эпохи.
Бэллет (ballett; ит. — balletto), или «фа-ля» (особый тип мадригала XVI века. — Ред.), в котором хоровая фактура сочеталась с танцевальным ритмом (отличительной чертой его был
99
припев на слоги «фа-ля»), имел, бесспорно, гораздо меньшее значение, чем представленный здесь тип мадригала. Бэллеты писали только три английских композитора — Морли, Уилкс и Томкинс, тогда как пасторальный мадригал культивировали все английские мадригалисты.
Источник: John Bennett. Madrigals to Four Voices. London, 1599, N 8.