Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Лука Маренцио (ок. 1560—1599). Мадригал «S'io parto, i' moro»


88

89

90

91

92

Эта разлука убивает меня, и все же я должен тебя оставить,

Теперь я умру, дорогая моя,

И этот отъезд,

Разлучающий меня с тобой, разлучает меня с жизнью.

Печальный отъезд, убивающий меня,

Зачем разделяешь ты тех,

Кого соединила любовь?

Блестящая жизнь аристократических дворов итальянского Возрождения, утопавших в роскоши и удовольствиях, содейство­вала расцвету искусства как источника радости и предмета почи­тания образованных людей. Это с особой силой проявилось в создании огромной массы светских вокальных произведений, которые в большинстве своем предназначались для исполнения любителями ради собственного удовольствия. В Италии важней­шей из музыкальных форм такого предназначения был мадригал (никак не связанный с музыкальной формой периода Арс нова, носившей то же наименование).

Мадригал строится подобно мотету того времени: в обоих текст воплощается фраза за фразой в расчлененных построениях. Однако по характеру и стилю мадригал отличается гораздо большей прозрачностью и легкостью, отражая светский дух сти­хотворений, темой которых чаще всего служит любовь.

Маренцио, живший во 2-й половине XVI века, считается ве­личайшим итальянским мадригалистом (такую репутацию он приобрел уже при жизни). Его сочинения отмечены тонкостью и поэтичностью и часто весьма серьезны по тону — вразрез с обычным представлением о легкомысленности мадригального стиля. Его музыка всегда ярко выражает настроение поэтическо­го текста, избегая при этом сколько-нибудь явной и буквальной иллюстративности и ограничиваясь такими тонкими штрихами как выразительная пауза в такте 4 партии сопрано, где голос как бы пресекается от полноты чувства, или нарастание напря­жения в партии второго тенора в тактах 45—47.

Маренцио не столь постоянно использует имитационное пись­мо, как многие итальянские и английские мадригалисты. Его предпочтение гармоническому складу и общее стремление к не­посредственной передаче эмоций предвещали сдвиг, совершив­шийся к концу его композиторского пути во всей вокальной му­зыке. Собрания итальянских мадригалов, попавшие в Англию, привели в конце XVI века к появлению огромного количества сочинений того же стиля, которые утвердили специфически ан­глийскую школу мадригальной композиции (см. образец 28).

Источник: L. М а г e n z i o. Il sesto libro de madrigali a cinque voci. Ve­nezia, 1594. Современное издание: Luca M a r e n z i o. Sämtliche Werke, Bd. II. (Publikationen älterer Musik, Jg. 6.) Leipzig, 1931, S. 103.

93



Содержание раздела