Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Canzona per l'epistola для клавира (начало XVII в.)


84

85

86

Chanson продолжала оказывать свое влияние на инструмен­тальную музыку также в период позднего Возрождения и ран­него барокко. В клавирной музыке она служила источником многочисленных canzoni alla francese («французских канцон»), подобных пьесе А. Габриели (образец 21), которые являлись про­стыми переложениями с добавлением инструментальной орна­ментики. Новый шаг в сторону большей самостоятельности чисто инструментального замысла можно обнаружить в приводимой анонимной Canzona per l'epistola. В ней сохраняются некоторые общие черты большинства вокальных chanson: характерный рису­нок с повторяющейся нотой в начале, отчетливое внутреннее членение формы, ясность и живость стиля. Тем не менее, общий характер канцоны определяется тем, что она задумана как пьеса чисто инструментальная — с широким диапазоном голосов (в сравнении с пьесой А. Габриели), живой поступью, размашистой второй темой и токкатным заключением.

В ходе дальнейшего исторического развития канцона, пре­вратившаяся в инструментально-ансамблевую форму (canzona da sonare), увеличивалась в объеме, полифонические разделы стали чередоваться в ней с гомофоническими и, наконец, она слилась с церковной сонатой (sonata da chiesa, см. комментарий к образцу 39). Со своей стороны, канцона для клавишных ин­струментов (canzona d'organo) развивалась в направлении боль­шей концентрированности формы, так что у Фрескобальди, на­пример, тема каждого раздела представляет собой вариацию начального мотива; таким образом, канцона этого типа, подобно однотемному ричеркару, была предшественницей фуги. Название настоящей канцоны объясняется тем, что она была написана для замены хора в одной из частей мессы (см. также образец 34) и следовала за Epistola (Послание), вместо Градуала и Аллилуйи.

В приводимом примере нотная запись мелизматических фигур в тактах 27, 30, 40 и 53, а также заключительных пассажей в тактах 51 и 52 сохранена в том виде, в каком она изложена в рукописи. Хотя в более совершенной современной нотации эти детали могли бы получить иной вид, намерения композитора выступают в них достаточно ясно.

Источник: Рукописное собрание клавирных сочинений начала XVII века, собственность Лоуренса К. Дж. Фейнинджера. (Рим, Collegio Capranica). По мнению д-ра Альфреда Эйнштейна, большинство сочинений этого собрания принадлежит, по-видимому, Эрколе Паскуини (Èrcole Pasquini, род. ок. 1580), предшественнику Фрескобальди на посту органиста в соборе св. Петра в Риме.

87



Содержание раздела