Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Уильям Бёрд (1542—1623) Мотет «Ego sum panis vivus»


dictus», «Agnus»  (I, II); accipe — «Christe»,   «et   in   Terra»,   «Domine   Deus» «Hosanna»,  «Qui   tollis»,   quam tibi — «Kyrie»  (II), «Cum sancto», «Patrem», «pieni»,  «in nomine», praeparavit — «Kyrie»   (II),  «propter  magnam»,  «et  vi tam venturi»,  «gloria  tua»,  «dona».

80

81

82

В музыке Уильяма Бёрда, современника Палестрины и Лассо, и, вероятно, величайшего композитора, которого дала Англия, нашел свое полное выражение природный английский дар мело­дической свежести и ритмической энергии. В приводимом мотете, композиционная структура которого в точности соответствует принципам, изложенным в комментарии к образцу 19, мелодиче­ские линии очерчены резче и рельефнее, чем во многих духовных сочинениях, написанных в ту же эпоху на континенте. Ритм отдельных голосов настолько свободен и активен, что воздей­ствует на ритм всего ансамбля, колебля его так, что в условиях современной нотации оказывается необходимым использовать такты неодинаковой длины (длительность четвертной ноты при этом остается постоянной).

В этом сочинении заметно широкое использование звукописи, которая часто выражается в буквальном соответствии музыкаль­ного изложения смыслу отдельных слов. Так, «coelo» («небеса») неизменно приходится на высший звук фразы, a «descendi» («со­шедший») интонируется нисходящей фразой. Не столь буквально живой трехдольный ритм на словах «vivet in aeternum» выра­жает радость верующего при мысли о вечной жизни. В разделе «Alleluia», возвышенность и блеск которого чрезвычайно харак-

83

терны для Бёрда, широко применены гармонические и мелодиче­ские секвенции — сначала нисходящие, затем восходящие, — прием, нечасто встречающийся в музыке Палестрины или Лассо. Переченья в такте 28 — деталь, часто наблюдаемая в музыке английских композиторов того времени; это не шероховатость, а сознательно примененный элемент стиля.

Источник:  W.  Вуrd.  Gradualia,  Liber secundus. London, 1607. Современ­ное издание: Tudor Church Music, vol. 7. London,  1927, p. 251.



Содержание раздела