Лютневые танцы (ок. 1550). Der Prinzen-Tanz; Proportz
DER PRINZENTANZ [Медленно]

66
PROPORTZ [Быстро]

67

В быстром развитии инструментальной музыки, наблюдавшемся в конце XVI века, лютня играла важную роль. В продолжение этого периода она была столь же распространенным домашним инструментом, что и фортепиано в наше время. Лютневая музыка записывалась средствами особой нотации, именуемой табулатурой, которая графически — при помощи линий и букв (или цифр) — указывала положение левой руки музыканта на грифе и струны, которых надлежало касаться правой. Подобный тип < нотации иногда использовался и в пьесах для клавишных инструментов, где аналогичными средствами указывалось положение пальцев на клавиатуре. Огромное количество рукописных и печатных лютневых табулатур, принадлежащих композиторам Италии, Испании, Франции, Англии и Германии, содержит танцы, канцоны, ричеркары и фантазии, пьесы импровизационного характера и «колорированные» (орнаментированные) транскрипции светских и духовных вокальных сочинений (образцы таких транскрипций представлены в настоящем издании — см. №№ 21, 26 и 34). Танцевальные типы движения оказали сильнейшее влияние на развитие всей инструментальной музыки, благодаря отчетливой периодической структуре и применению варьирования вместо точного повторения.
Данный образец иллюстрирует принцип, широко практиковавшийся в танцевальной музыке того времени, — последовательность медленного танца в четном метре и его трансформации в живом трехдольном движении. В Германии такая пара танцев обычно называлась Tanz и Nachtanz (букв. «танец и послетанец») ; наименование Proportz, относящееся к Nachtanz, указывает на то, что он представляет собой ритмическую трансформа-
68
цию Tanz. В конце XVI века самую распространенную пару танцев составляли павана и гальярда, которые сочинялись для клавишных инструментов и разных ансамблей, а также для лютни. В XVII веке соединение нескольких танцев привело к появлению сюиты (см. комментарий к образцу 35).
Источник: рукописное добавление к экземпляру: R. Wyssenbach. Таbulaturbuch uff die Lutten. Zürich, 1550. Расшифровка: Wilhelm T a p p e r t. Sang und Klang aus alter Zeit. Berlin, 1906, S. 54.