Андреа Габриели (ок. 1510—1586). Французская канцона по «Pour ung plaisir»

56

57

58

59

60

61

62

63

64
Счастье то было быстротечно,
И посетили меня страдание и скорбь,
Мучит меня горе слишком жестоко,
Ты принесла мне бессчетные беды,
Которые повергли меня в горе.
Ныне бог дает мне счастливый случай,
Но фортуна враждебна мне.
Французская chanson занимала чрезвычайно важное место в творчестве композиторов начала XVI века, представлявших заключительную фазу периода господства нидерландцев, и еще интенсивнее разрабатывалась впоследствии французскими композиторами. Общее строение chanson того времени аналогично строению мотета, хотя большей прозрачности ее текста соответствует и большая простота ритма и фактуры; разделы ее формы короче и яснее очерчены. В отличие от мотета и более сложного мадригала XVI века, в chanson широко распространено точное повторение музыки с новым текстом. Так, в образце, принадлежащем Крекийону — нидерландцу, который пользовался глубоким уважением своих современников, — музыка, сопутствующая двум первым строкам стихотворения (тт. 1 — 13), в точности повторяется со следующими строками (тт. 14—27). Заключительный же раздел повторяется вместе с текстом. Характерное начало многих chanson — ритмический рисунок

является также особенностью инструментальной канцоны, развившейся из chanson.
Источник: Priemier livre des chansons à quatre parties... Tylman Susato, Antwerpen, 1543
Популярность французской chanson в Италии породила множество аранжировок пьес такого типа для клавишных инструментов или лютни; подобные аранжировки назывались, canzona francese (французская канцона).*) Аранжировке подвергались и другие виды вокальной музыки — как духовной, так и светской. Принцип таких инструментальных транскрипций иллюстрируется образцом 21—обработкой Chanson Крекийона (образец 20), принадлежащей Андреа Габриели, великому венецианскому мастеру середины XVI века. Для удобства сопоставления инструментальная версия приведена непосредственно под оригиналом. Автор транскрипции близко придерживается оригинала, но часто дробит ноты того или иного голоса на группы более кратких длительностей, образующих фигурационный рисунок — прием, именовавшийся «сокращением», «расцвечиванием» или «разделением». Это особенно характерно для заключений разделов и для кадан-
*) О популярности Chanson Крекийона могут свидетельствовать клавирные версии Кабесона (неопубл.) и Бернхарда Шмида-старшего («Tabulaturbuch», 1577), а также ричеркар А. Габриели на ее темы, пометенный в том же издании, что и приведенная канцона.
65
сов. Такого рода транскрипции вскоре привели к появлению «французской канцоны» как независимой, инструментальной формы (см. комментарий к образцу 26).
Источник: A. Gabrieli. Canzoni alla francese et ricercari ariosi, Libro quatro. Venezia, 1605.