Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Якоб Обрехт (ок. 1450—1505). Мотет «Рагсе, Domine»


*) Характеристику   «Искусства   фуги»  см.  в   комментарии   к  образцу  50. * *) Длительности сокращены вдвое.

48

49

Этот мотет Обрехта — еще один образец необыкновенного технического мастерства и выразительности, которые были до­стигнуты фламандскими композиторами во 2-й половине XV века. Обрехт и его учитель Окегем были ведущими мастерами этого периода, связывающего сравнительно архаичный стиль Дюфе с отточенным мастерством Жоскена Депре. Композиторы этого периода значительно развили приемы канонического и имита­ционного письма, усилили выразительность гармонии; с помощью кадансов они добивались ясной фразировки, четкой расчленен­ности.

50

«Parce, Domine» демонстрирует характерные для фламандцев свободные контрапунктически сочетаемые линии с эпизодически­ми намеками на имитацию. Имитационное взаимодействие моти­вов наблюдается только между двумя верхними голосами, кото­рые рельефно оттеняются мелодической простотой нижнего голоса. Это произведение свидетельствует о внимании компози­тора к смыслу слова. В кадансах подчеркиваются задержания. Данная композиция приводится как иллюстрация эолийского лада в «Додекахордоне» Глареана — выдающемся теоретиче­ском трактате XVI века, в котором традиционная система восьми ладов была расширена до двенадцати — отсюда его название.*) Музыкальные примеры этого трактата представляют собой цен­ную антологию шедевров XV столетия.

Источник:    Glareanus.    Dodekachordon.  Basel,  1547, p. 260.



Содержание раздела