Якоб Обрехт (ок. 1450—1505). Мотет «Рагсе, Domine»
*) Характеристику «Искусства фуги» см. в комментарии к образцу 50. * *) Длительности сокращены вдвое.
48
49
Этот мотет Обрехта — еще один образец необыкновенного технического мастерства и выразительности, которые были достигнуты фламандскими композиторами во 2-й половине XV века. Обрехт и его учитель Окегем были ведущими мастерами этого периода, связывающего сравнительно архаичный стиль Дюфе с отточенным мастерством Жоскена Депре. Композиторы этого периода значительно развили приемы канонического и имитационного письма, усилили выразительность гармонии; с помощью кадансов они добивались ясной фразировки, четкой расчлененности.
50
«Parce, Domine» демонстрирует характерные для фламандцев свободные контрапунктически сочетаемые линии с эпизодическими намеками на имитацию. Имитационное взаимодействие мотивов наблюдается только между двумя верхними голосами, которые рельефно оттеняются мелодической простотой нижнего голоса. Это произведение свидетельствует о внимании композитора к смыслу слова. В кадансах подчеркиваются задержания. Данная композиция приводится как иллюстрация эолийского лада в «Додекахордоне» Глареана — выдающемся теоретическом трактате XVI века, в котором традиционная система восьми ладов была расширена до двенадцати — отсюда его название.*) Музыкальные примеры этого трактата представляют собой ценную антологию шедевров XV столетия.
Источник: Glareanus. Dodekachordon. Basel, 1547, p. 260.