Йоханнес Окегем (ок. 1425—1495) «Sanctus» (первый раздел) из «Missa prolationum»

*Длительности сокращены вдвое.
45

46

В следующем за Дюфе поколении композиторов технические ресурсы полифонии были широко развиты школой Окегема, у которого имитационная техника стала основополагающим стилистическим принципом. В высшей степени мастерское и изощренное каноническое письмо, искусное применение приемов увеличения, уменьшения, обращения, ракоходных имитаций позднее дали исследователям повод особо подчеркивать техническое совершенство музыки представителей этой школы, нередко игнорируя ее выразительные свойства.
Окегем был главой фламандской композиторской школы поколения, следовавшего за Беншуа (который, возможно, был учителем Окегема), и его искусство обычно характеризуется как «экстракт» контрапунктической изобретательности конца XV века. Мастерское владение принципом имитации Окегем демонстрирует в «Missa prolationum»,*) которую можно определить как цикл
*) Пролация (prolatia) — термин старинной нотации, обозначавший деление семибревиса на три или на две минимы.
47
двойных канонов (некоторых из них — в увеличении), где каждый следующий раздел основывается на новом интервале вступления — от унисона в начале, через промежуточные интервалы, до октавы. Композитор нотировал только два голоса из четырех; два других должны были выводиться из нотированной пары, интервалы же их вступления указывались положением ключей или метрических обозначений на нотной строке. В приводимом начальном разделе «Sanctus» сопрано (superius) образует строгий канон с альтом (в оригинале контратенор), вступая секстой выше в такте 13. Подобным же образом тенор, вступающий одновременно с сопрано, образует строгий канон с басом также секстой выше.
То обстоятельство, что столь изощренная конструкция не вредит музыкальной выразительности сочинения, наводит на сопоставление Окегема с Бахом; «Missa Prolationum» вполне заслуживает названия «Искусства фуги*) XV столетия», хотя еще более поразительное сопоставление могло бы быть сделано с «Гольдберговскими вариациями» Баха. В подлинной нотной записи этой и других месс Окегема его необыкновенное ритмическое мастерство выражается способами, недоступными современной нотации. Например, как указывают оригинальные метрические обозначения, два верхних голоса выдержаны в трехдольном метре (в то время это именовалось «большая пролация»), а два нижних — в двухдольном («малая пролация»).
Источник: Rome, Biblioteca Vaticana, Chigiana, Cod. C. VIII, 234. Факсимиле: Johannes Oсkegem. Collected Works, vol. II. (American Musicologi-cai Society, Studies and Documents, N. 1.) New York, 1947, Piate VII. Расшифровка: там же, с. 31.