Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Франческо Ландини (1325—1397). Баллата «Chi più le vuol sapere»


*) Длительности сокращены вчетверо,

36

I.  Тот, кто хочет изведать их больше,

   Узнает  их  меньше,

2.  И мало знает их  тот, кто мнит,

   Будто  когда-нибудь  познает их в совершенстве.

37

3.  Поэтому глуп тот, кто отказывается от удовольствия,

   Говоря, что достигнет большего,

4.  Ибо редко возвращается

   Счастливый случай.

Течение Арс нова возникло в Италии в XIV веке, несколько позже, чем во Франции. Итальянская музыка, подобно итальян­ской литературе того времени, обнаруживает значительное фран­цузское влияние. Однако в естественности и «открытости» италь­янской мелодики, а также в сведении теноровой партии к функции поддержки верхнего голоса и в отсутствии григорианского cantus firmus сказывается ее более передовой характер. В Италии не привился и французский принцип изоритма.

В продолжение краткого расцвета итальянской школы в конце XIV века, представленной, в первую очередь, выдающимся компо­зитором, слепым флорентийским органистом Франческо Ландини, культивировалась, главным образом, светская музыка. Основные жанры творчества Ландини — мадригал, баллата и качча. Баллата, наследница французской виреле (см. комментарий к образцу 4), в полифонической трактовке итальянских композиторов утра­тила первоначальный танцевальный характер. Существует 87 двухголосных и 49. трехголосных баллат Ландини; некоторые из них более развернуты и мелизматически развиты, чем приво­димый образец. Заключение данной пьесы может служить приме­ром так называемого «каданса Ландини», в котором верхний голос движется от вводного тона вниз, а затем скачком приходит к тонике. Этот каданс не был прерогативой Ландини и исполь­зовался большинством композиторов Арс нова. Подобно образцам 12 и 16, партии данного сочинения снабжены разными ключе­выми знаками.

Источник: MS Firenza, Bibl. Medicea Laurenziana, Pal. 87 («Squarcialupi Codex»). Расшифровка: Leonard Ellinwood. The Works of Francesco Lan­dini Cambridge, 1939, p. 52.

38



Содержание раздела