Франческо Ландини (1325—1397). Баллата «Chi più le vuol sapere»
*) Длительности сокращены вчетверо,
36
I. Тот, кто хочет изведать их больше,
Узнает их меньше,
2. И мало знает их тот, кто мнит,
Будто когда-нибудь познает их в совершенстве.
37
3. Поэтому глуп тот, кто отказывается от удовольствия,
Говоря, что достигнет большего,
4. Ибо редко возвращается
Счастливый случай.
Течение Арс нова возникло в Италии в XIV веке, несколько позже, чем во Франции. Итальянская музыка, подобно итальянской литературе того времени, обнаруживает значительное французское влияние. Однако в естественности и «открытости» итальянской мелодики, а также в сведении теноровой партии к функции поддержки верхнего голоса и в отсутствии григорианского cantus firmus сказывается ее более передовой характер. В Италии не привился и французский принцип изоритма.
В продолжение краткого расцвета итальянской школы в конце XIV века, представленной, в первую очередь, выдающимся композитором, слепым флорентийским органистом Франческо Ландини, культивировалась, главным образом, светская музыка. Основные жанры творчества Ландини — мадригал, баллата и качча. Баллата, наследница французской виреле (см. комментарий к образцу 4), в полифонической трактовке итальянских композиторов утратила первоначальный танцевальный характер. Существует 87 двухголосных и 49. трехголосных баллат Ландини; некоторые из них более развернуты и мелизматически развиты, чем приводимый образец. Заключение данной пьесы может служить примером так называемого «каданса Ландини», в котором верхний голос движется от вводного тона вниз, а затем скачком приходит к тонике. Этот каданс не был прерогативой Ландини и использовался большинством композиторов Арс нова. Подобно образцам 12 и 16, партии данного сочинения снабжены разными ключевыми знаками.
Источник: MS Firenza, Bibl. Medicea Laurenziana, Pal. 87 («Squarcialupi Codex»). Расшифровка: Leonard Ellinwood. The Works of Francesco Landini Cambridge, 1939, p. 52.
38