Гийом де Машо (ок. 1300 — ок. 1377). «Agnus Dei» (I) из мессы

34

Новый музыкальный стиль, зародившийся в начале XIV столетия во Франции и несколько позже в Италии, известен под названием Арc нова (Ars nova — новое искусство. — Перев.) — по названию трактата одного из первых его представителей, французского композитора и теоретика Филиппа де Витри. Крупнейшая фигура этого периода во Франции — композитор и поэт Гийом де Машо, создатель как духовной, так и светской музыки. Помимо множества мотетов и светских сочинений во всех основных формах того времени, он является автором первого полного полифонического изложения Ординария мессы, принадлежащего одному композитору, — типа композиции, который быстро получил признание и оставался незыблемым до конца XVI века.
Музыка французского Арс нова отличается большей утонченностью и выразительностью от музыки предшествующего периода, названного представителями нового стиля Ars antiqua (старое искусство). Модальный ритм исчезает, контрапунктическое письмо становится значительно более свободным. Мелодические линии приобретают большую гибкость. В гармонии чаще используются в качестве консонанса терции, что создает эффект, более приятный для современного уха, хотя временами появляется изрядное количество резких и, с точки зрения последующего периода, произвольных диссонансов. В кадансах применяются одновременно два вводных тона — к пятой ступени и к тонике разрешающего аккорда.
35
Мотеты Машо и его современников обычно основывались на григорианском напеве в теноре, ритмическая и структурная организация которого подчинялись изоритмическому принципу («изо» означает «такой же»); отсюда наименование «изоритмический мотет». Принцип изоритма предполагает соединение в мелодии высотного рисунка и ритмической конструкции, которые различны по протяженности и потому не совпадают при повторениях. В предлагаемом образце из мессы Машо применяет только принцип повторения ритма, причем используемая ритмическая конструкция не ограничивается партией тенора, но проникает во все остальные. Как показывает сопоставление партий, изоритмические построения проходят в партиях тенора и контратенора в тактах 8—14 и 15—21; в партиях мотетуса и триплума в тактах 8—11 и 15—18. Пример изложен таким образом, чтобы сделать это сопоставление более наглядным.
Данное сочинение основано на cantus firmus y тенора, заимствованном из VIII мессы «Graduale Romanum». Контратенор, не имеющий текста, вероятно, исполнялся инструментально.
Источник: H. Besseler. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, S. 149 (по Ф. Людвигу).