Кондукт «De castitatis thalamo» (XIII в.).
28
29
Латинские песнопения XII и XIII веков, не имевшие своим источником григорианские мелодии, именовались кондуктами (conductus)—безразлично, были ли они монодическими или полифоническими. Полифонический кондукт, следовательно, — пьеса, написанная на основе тенора, который в свою очередь явился плодом свободной фантазии композитора. Другая существенная особенность этой формы заключается в том, что верхние голоса, будучи по большей части ритмически идентичными теноровой партии, образуют в целом склад «нота против ноты». Кондукт выдержан в модальном ритме; все голоса имеют один и тот же текст, и тенор предполагает не инструментальное (как в образце 10), а вокальное исполнение. Гармонические сочетания определяются теми же принципами, что и в мотете того времени. В приводимом ниже образце между акцентируемыми моментами почти не наблюдается резких диссонансов. Следует, впрочем, заметить, что терция считалась тогда диссонирующим интервалом. Обычно, как и в нашем примере, первый и предпоследний слоги кондукта растягивались на много тактов. Такие разделы некогда считались инструментальными прелюдиями и постлюдиями к центральному вокальному разделу, однако гораздо больше оснований полагать, что и они вокализировались певцами. Широкое использование гармонических и мелодических секвенций в заключении данного кондукта примечательно и является исключением.
Источник: Codex de Las Huelgas (монастырь Las Huetgas близ Бургоса), fol. 131. Факсимиле: Higini A n g I é s. El Codexmusical de las Huelgas, vol. II. Barcelona, 1931. Транскрипция: там же, т. III, с. 306.