Григорианский хорал. Антифон


2. Sit nomen Domini _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ be _ ne _ di _ ctum,
3. A solis ortu usque_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ad oc_ ca _ sum,
4. Excelsus super omnes_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _gen_tes Do _mi _nus,
5. Quis sicut Dominus Deus noster, qui in_ _ _al_tis ha _ bi_tat,
6. Suscitans a _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ter_ra in _ o_pem,
7. Ut collocet eum_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ cum prin_ci _ pi_bus,
8. Qui habitare facit steri-_ _ _ _ _ _ _ _ _lem in do _ mo,
9. Gloria Pa-_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _tri, et Fi _li _ o,
O. Sicut erat in principio, et _ _ _ _ _ _ _ _nunc,et sem _ per,
8


(2)* ex hoc nunc, et_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ us_que in__ sae_cu_lum.
(3)* laudabi _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ le no_men__ Do_mi_ni.
(4)* et super caelos_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _glo_ri _ a ___ e_jus.
(5)* et humilia respicit in cae-_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ lo et in___ ter__га?
(6)* et de stercore_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _e _ ri_gens_ pau_pe__ram.
(7)* cum principibus_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ po_pu _ li ___ su___ i.
(8)* matrem fili_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ o_rum lae___ tan_tem.
(9)* et Spi _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ri _ tu _ i ____ San _cto.
(10)* et in saecula sae-_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ cu_lo_rum.__ A _men.
Хор Laus Deo (и т. д., как сначала)
Григорианский хорал — чисто мелодическая, одноголосная (монодическая) музыка; отсюда его другое наименование — plainsong (англ. — простое пение. -- Ред.). Его ритм, свободный и нерегулярный, соответствует естественным ударениям прозаического текста; таким образом, длительности нот в изданиях, изложенных современной нотацией, как и в предлагаемом образце, не следует принимать за точные указания длительности звуков.
Григорианские песнопения классифицируются и организуются на основе восьми церковных ладов, образующих систему мелодических формул и звукорядов с определенными внутренними взаимоотношениями.
Сами мелодии распадаются на три главные группы: силлабическую, где на каждую ноту приходится один слог; невматическую, где одному слогу соответствует группа из двух — четырех звуков (представляемая одной невмой в первоначальной нотации); и мелизматическую. где на один слог приходится более обширная группа звуков. Когда, как это бывает обычно в канонической службе, исполняется весь псалм, его поют в простом силлабическом стиле на один из псалмовых гонов. Большая часть каждого стиха псалма речитируется на одной ноте (тенор). В зачине первого стиха используется простая мелодическая формула; цезуры и заключения всех стихов отмечены близкими по рисунку подъемом и спадом в мелодии. Существует восемь псалмовых тонов, соответствующих восьми ладам; таким образом, антифон
(см. ниже) и псалм оказываются тонально (тоново) связанными. Существует также особый тон, именуемый tonus peregrinus, который обладает двумя разными звуками для речитации.
В древнейшие времена две половины каждого стиха псалма пелись антифонно двумя хорами. Позднее после каждого двустишия исполнялась повторяющаяся часть (рефрен), получившая наименование антифона. В настоящее время в дни крупных
9
церковных праздников антифон поется в начале псалма и повторяется в конце после Gloria Patri, которое всегда следует за собственно псалмом. В менее важных случаях псалму предшествует только первая фраза антифона. В исполнении чередуются соло и хор. Большая часть антифонов выдержана в силлабическом стиле, однако антифоны, предназначенные для больших праздников, подобно приведенному выше, часто бывают невматическими. (Пример чисто силлабического антифона см. в заключении образца 24.)
Источник: Liber usualis (Ed. N 801 ). Tournai, 1934; Антифон, с. 914; Псалм, с. 150.