Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха




5. Нейдхарт фон Рейенталь (XIII в.). Minnelied «Willekommen Mayenschein»


16

Привет тебе, яркое солнце мая,

Кто заставит нас забыть тебя?

Ибо ты прогоняешь наши болезни,

Это каждый тебе скажет.

Зима так долго покрывала поля и тропы,

Что она охотно благословила бы нас всех

Покинуть этот край.

Теперь ты наполнишь леса цветами

И научишь птичек своим мелодиям любви,

И все леса и луга

Зазвенят их сладостным пением.

Расцвет светской вокальной лирики, родственной творчеству трубадуров и труверов, наблюдался одновременно и несколько позже в песнях немецких миннезингеров. Музыка этих рыцарей-поэтов обнаруживает явное влияние песен трубадуров, но отли­чается от них рядом важных особенностей — как музыкальных, так и литературных. Слово «Minne» означает «любовь», но тексты песен миннезингеров склоняются скорее к роду повествователь­ных, нежели любовных; многие же из них обладают религиозным характером. Поскольку немецкая поэзия того времени опиралась не на длительность слогов, а на акцент, ритмические модусы неприменимы к миннезангу: современные исследователи обычно излагают эти песни в двудольном или трехдольном метре, соот­ветственно числу ударных акцентов стихотворения. Нотация предлагаемого образца опирается на расшифровку Вольфганга Шмидера. Пунктирные тактовые черты показывают ритмическую группировку, сплошными тактовыми чертами отмечены концы мелодических фраз; вертикальные штрихи разделяют стихотвор­ные строки, а двойные тактовые черты — строфы. Короткая гори­зонтальная черта над нотой означает ее продление и паузу Нетрудно заметить, что в результате возникает двудольный ритм.

Миннезингеры использовали церковные лады чаще, чем тру­бадуры и труверы. Наиболее распространенная форма Minneli­ed — Bar — состоит из двух Stollen (строф) и Abgesang (заклю­чения), образуя схему аав. Другая форма — Leich (lai y труве­ров) — тесно связана с секвенцией и ее принципом двустиший.

Предлагаемый образец принадлежит Нейдхарту фон Рейен­талю, миннезингеру, жившему в 1-й половине XIII века, чьи песни часто носят характер народных. Этот пример — типичный Ваr с двумя строфами, отличающимися по тексту, и заключением. Одинаковые концовки строф и заключения — особенность музы­кального построения, присущая множеству песен миннезингеров.

Источник: Berlin MS: germ. fol. 779, с, 11, Bl. 141а. Факсимиле: Denkmä­ler der Tonkunst in Österreich, Jg. 37, I Teil. Wien, 1930, S. 4. Транскрипция; там же, с. 31.

17




Содержание  Назад  Вперед