Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха




44. Георг Фридрих Гендель. Речитатив, Синфония и Ария из оперы «Ринальдо» - часть 2


Истоки подобного при­менения оркестра можно обнаружить у Монтеверди. Простота и энергичность трактовки струнной группы весьма характерны для Генделя.

Покинутый Ринальдо выражает свое горе в следующей затем арии. Форма, в которой она написана, ария da capo, окончатель­но сложилась в творчестве Алессандро Скарлатти — композитора, чьи произведения послужили Генделю в годы, проведенные им в Италии, образцом для его собственного оперного стиля. Для этой формы характерен завершенный первый раздел, за которым следует развернутая средняя часть, обычно в иной тональности и фактуре, после чего целиком повторяется первый раздел (da capo — «с головы», т. е. с начала), образуя в итоге схему aba. Структурно первый раздел опирается на контраст между началь­ным ритурнелем (см. комментарий к образцу 43), который изла­гается в партии сопровождения, и вступлениями солиста-певца. Последние сменяются повторениями материала ритурнеля, кото­рый также завершает весь раздел. Такое построение точно во­спроизводит контуры I части concerto grosso. Многие зрелые арии Баха и других композиторов обходятся без контрастного среднего раздела и репризы da capo, но все они опираются на повторы ритурнеля. «Сага sposa» — пример арии «патетического» стиля. Решительный контраст в характере и темпе, вносимый

183

средним разделом, не вполне обычен: энергичная декламация и краткие вторжения оркестра приближают его к речитативу accompagnato. Словесный текст основного раздела очень краток, поэтому для создания развернутой музыкальной формы в подоб­ных случаях требовались многочисленные повторы слов. Инте­ресно заметить, что в итальянской опере, согласно обычаю, певец украшал ясную и простую мелодическую линию оригинала им­провизационными фиоритурами, в особенно в разделе da capo. Гендель говорил Джону Хоукинсу, известному музыкальному историку, что он считает «Cara sposa» одной из двух его лучших мелодий; вторая — «Ombra cara» из оперы «Радамисто». Особого внимания заслуживают красота и законченность фактуры струн­ных. (Относительно нецифрованного континуо см.комментарий к образцу 32.)

Источник:  Georg Friedrich  Handels  Werke,  Bd.  58.  Leipzig,   1896,  S. 38.




Содержание  Назад  Вперед